Аргументы «против» сбалансированного бюджета
Проблема дефицита бюджета излишне преувеличивается. Хотя государственный долг означает возрастание налогового бремени для подрастающих поколений, оно несущественно в сравнении со средним размером дохода индивида в течение жизни. Долг федерального правительства США составляет примерно $ 14 тыс. на душу населения. Человек, который в течение 40 лет получает $ 25 тыс. в год, заработает за свою жизнь $ 1 млн. Его часть государственного долга представляет собой менее 2 % личных финансовых ресурсов.
Более того, обособленное рассмотрение бюджетного дефицита неправомерно. Дефицит государственного бюджета — часть «большого полотна» решений правительства о поступлениях и расходах государственной казны. Финансово-бюджетная политика государства оказывает различное воздействие на поколения налогоплательщиков. Дефицит бюджета необходимо анализировать в системе других компонентов экономической политики.
Предположим, правительство приняло решение об уменьшении дефицита бюджета и сокращении государственной поддержки образования. Выгодна ли подобная политика подрастающему поколению? Да, когда его представители пополнят ряды рабочей силы, величина государственного долга на душу населения будет меньшей, соответственно облегчится и налоговое бремя. Однако производительность и доходы малообразованных работников весьма незначительны. Оценки прибыльности образования (увеличение заработной платы рабочего в результате дополнительного года обучения) показывают, что его качество и сроки существенно влияют на величину заработной платы в будущем. Сокращение дефицита бюджета с помощью уменьшения расходов на образование приведёт к снижению уровня жизни будущих поколений.
Дискуссии о дефиците бюджета отвлекают внимание общества от других проблем перераспределения доходов между поколениями. Например, в 1960-х и в 1970-х гг. федеральное правительство США приняло решение о повышении пенсий. Финансирование дополнительных расходов осуществлялось с помощью увеличения налога на заработную плату работающего населения, что означало перераспределение доходов в пользу старших поколений, хотя это и не влияло на размеры бюджетного дефицита. Таким образом, проблема дефицита бюджета — лишь малая часть вопроса о политике правительства в отношении благосостояния различных поколений.
Неблагоприятное воздействие дефицита бюджета в некоторой степени может быть смягчено дальновидными родителями. Предположим, они обеспокоены влиянием государственного долга на будущее благосостояние детей. Родители легко устранят его негативные последствия посредством увеличения собственных сбережений (а соответственно и наследства), которые получат их дети. Сбережения родителей помогут детям устоять под бременем будущих налогов. Некоторые экономисты утверждают, что именно так и поступает большинство из нас. Если бы это было правдой, более крупные частные сбережения, сделанные родителями, компенсировали бы сокращение общественных сбережений в результате дефицита бюджета и устранили его отрицательные последствия для экономики. Большинство экономистов сомневаются в том, что родители настолько дальновидны, но некоторые из них действительно оформляют наследство детям, и не маленькое. Бюджетный дефицит позволяет взрослым увеличить потребление взаймы у будущего детей, но они имеют право отказаться от такого предложения. Если бы государственный долг действительно представлял проблему для будущих поколений, некоторые родители могли бы помочь снять её остроту.
Критики бюджетного дефицита иногда акцентируют внимание общественности на ограниченности временных рамок государственного долга, однако в действительности они отличаются высокой растяжимостью. Так же как банк, оценивающий заявление о предоставлении займа, сравнивает долги индивида с его доходом, так и мы судим о бремени государственного долга по его отношению к национальному доходу. Рост населения и технический прогресс приводят к тому, что совокупный доход экономики США со временем увеличивается. В результате способность нации выплачивать проценты по государственному долгу со временем возрастает. Пока государственный долг увеличивается медленнее, чем доход нации, ничто не ограничивает его рост.
Представление о перспективах государственного долга даёт нам некоторые статистические данные. Реальный объём производства в экономике США увеличивается в среднем на 3 % в год. Если уровень инфляции составляет 4 % в год, номинальный доход возрастает на 7 %. Следовательно, при возрастании государственного долга на 7 % в год соотношение долга и доходов не изменяется. В 1995 году государственный долг США составлял $ 3603 млрд, а 7 % от этой суммы составляют $ 252 млрд. Пока федеральный бюджетный дефицит не превышает $ 252 млрд, как это и было в последние годы, финансово-бюджетная политика правительства оценивается как приемлемая. Государству ни к чему помнить о дне возвращения долгов, ибо к тому времени либо дефицит бюджета будет ликвидирован, либо наступит экономический крах.