Чистая монополия. Виды и черты
⚡ Чистая монополия ⚡ — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.
Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.
В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.
Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в том числе 185 — республиканского и 535 — местного уровней.
Характерные черты деятельности чистых монополий
- Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
- Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
- Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
- Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
- Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
- В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.
- При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.
Виды чистых монополий
- Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.
- Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.
Пример: «Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля, «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers — концентрирует 70 — 80% переработки алмазов. - Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.Пример в РБ: потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно коммунальных услуг.
- Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.Пример: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.
Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:
- Необходимость получения патентов.
- Необходимость получения лицензий.
- Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.
Примеры нечестной конкуренции:
- распространение лживой информации о конкурентах
- недобросовестная критика товаров конкурентов
- лживая реклама
- давление на поставщиков и банки
- Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.Пример: французская фирма «Dupont» была первой кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую ткань. «Texas Instruments» — впервые произвела электронные часы и микрокалькуляторы.
- Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.
- Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.
Мартин Лютер в памфлете «О торговле и лихоимстве«, напечатанном в 1524 году, так охарактеризовал средневековых монополистов:
«Они наложили руку на все товары и открыто используют все уловки, о которых мы говорили; они повышают и понижают цены как им угодно и тем разоряют и губят всех мелких торговцев, словно щука мелкую рыбешку, как будто они владыки над творениями Божьими и нет для них никаких законов веры и любви».