Дискуссии об антитрестовской политике
Основной вопрос, по поводу которого идут постоянные юридические дискуссии, заключается в определении подлежащих запрету антитрестовскими законами действий компаний. Большинство комментаторов согласны с тем, что незаконными должны признаваться любые соглашения об установлении и поддержании определённого уровня цен. Однако антитрестовские законы использовались и в отношении практики ведения бизнеса, последствия которой далеко не очевидны. Ниже мы рассмотрим два примера.
Поддержание розничных цен
Один из примеров спорной практики бизнеса — поддержание розничных цен, так называемая честная торговля. Представьте себе, что компания «Потряссоник» поставляет розничной торговле видеомагнитофоны по оптовой цене $ 300 и требует, чтобы ее партнеры установили розничную цену в $ 350. В этом случае говорят, что компания занимается поддержанием розничных цен. Любой розничный торговец, который назначит цену ниже $ 350, нарушает контракт с «Потряссоник».
На первый взгляд поддержание розничных цен может показаться антиконкурентным и, следовательно, вредным для общества. Подобно соглашению участников картеля, оно препятствует ценовой конкуренции розничных торговцев. По этой причине американские суды рассматривали практику поддержания розничных цен как нарушение антитрестовских законов.
Однако в ее защиту выступили некоторые экономисты. Во-первых, они отрицают, что цель поддержания цен — ограничение конкуренции. Если компания «Потряссоник» имеет какую-либо власть над рынком, что мешает ей манипулировать оптовыми, а не розничными ценами? Кроме того, «Потряссоник» не имеет побудительных мотивов препятствовать конкуренции розничных продавцов. Действительно, поскольку объем продаж конкурентных продавцов должен превышать объем продаж картеля розничных продавцов, от ограничения конкуренции в первую очередь проигрывает «Потряссоник».
Во-вторых, практика поддержания розничных цен преследует вполне законную цель. «Потряссоник» стремится, чтобы его продукция была представлена в прекрасных демонстрационных залах с квалифицированным торговым персоналом. В отсутствие поддержки производителя некоторые покупатели, польстившись на скидки, могут приобрести видеомагнитофон у продавца, который экономит на сервисе. Но высокий уровень обслуживания покупателей в определенной степени — общественное благо, предоставляемое розничными торговцами, которые продают видеомагнитофоны «Потряссоник». Когда некое лицо предоставляет общественное благо, на него, как мухи на мед, слетаются «нахлебники». В этом случае розничные продавцы, торгующие со скидкой, выезжали бы на сервисе, который обеспечивают квалифицированные продавцы, что привело бы к нежелательному снижению качества обслуживания. Поддержание розничных цен — один из способов, которым компания «Потряссоник» пытается решить проблему «нахлебников».
Пример с поддержанием розничных цен иллюстрирует важный принцип: практика ведения бизнеса, которая на первый взгляд ведет к ограничению конкуренции, может преследовать вполне законные цели. Данный принцип в еще большей степени осложняет практику применения антитрестовских законов.
Принудительный ассортимент
Еще один пример спорной практики ведения бизнеса — принудительный ассортимент продукции. Предположим, что киностудия «Кассовый фильм» сняла два новых фильма — «Звездные войны» и «Гамлет». Если «Кассовый фильм» предлагает кинотеатрам пакет из двух кинокартин фильмов по общей цене, а не каждый в отдельности, говорят, что киностудия предлагает принудительный ассортимент продукции.
Практика продажи кинофильмов «с нагрузкой» была обжалована в Верховном суде США, который запретил торговлю «котами в мешках». Суд рассуждал следующим образом:
предположим, что «Звездные войны» — супербоевик, в то время как «Гамлет» — некассовый художественный фильм. Киностудия, пользуясь популярностью «Звездных войн», принуждает кинотеатры приобретать и «Гамлета». Создается впечатление, что киностудия использует торговлю «наборами» как механизм расширения власти над рынком.
Экономисты критически восприняли аргументацию юристов. Предположим, что кинотеатры готовы заплатить $ 20 тыс. за «Звездные войны», а за «Гамлета» недадут и цента, а киностудия предлагает им за ту же сумму два кинофильма. Условие о приобретении определенного набора фильмов отнюдь не увеличивает цену, которую кинотеатры готовы заплатить за «Звездные войны». Количество фильмов в наборе «Кассового фильма» никак не влияет на ее власть над рынком.
В чем же причина существования практики принудительного ассортимента? Возможно, принудительный ассортимент есть форма ценовой дискриминации. Предположим, что имеются два кинотеатра. Городской кинотеатр готов заплатить $ 16 тыс. за «Звездные войны» и $ 5 тыс. за «Гамлета», загородный кинотеатр — $ 14 тыс. за первый фильм и $ 6 тыс. за второй. Если «Кассовый фильм» будет устанавливать цену на каждый фильм, его лучшая стратегия будет заключаться в назначении $ 14 тыс. за «Звездные войны» и $ 5 тыс. за «Гамлета». Следовательно, за оба фильма он получит от каждого кинотеатра по $ 19 тыс. Однако если киностудия предлагает принудительный ассортимент, она получает возможность запросить по $ 20 тыс. если оценка фильмов различными кинотеатрами варьируется, практика принудительного ассортимента позволяет киностудии увеличить прибыль путем назначения объединенной цены, более близкой к общей сумме, которую готовы заплатить покупатели.
Принудительный ассортимент — спорная практика ведения бизнеса, однако аргументы Верховного суда об увеличении власти фирмы над рынком не убедительны, по крайней мере, в их простейшей форме. Современная экономическая теория не способна дать однозначное заключение о последствиях практики принудительного ассортимента для общества в целом.
В последние годы дебаты по вопросу принудительного ассортимента приобрели ещё большую остроту. Вы знаете, что корпорация Microsoft обладает почти полной монополией в производстве операционных систем для персональных компьютеров. Подавляющее болыниство пользователей работают в операционных системах Windows. Компании, производящие программное обеспечение, обвинили Microsoft в попытке расширить власть над рынком, включив в качестве обязательного компонента операционных систем дополнительное программное обеспечение, типа интернет-браузера.