Примеры «дилеммы узников»
Мы убедились, что «дилемма узников» полезна для понимания проблем, встающих перед фирмами-олигополистами. Та же самая логика применима и во многих других ситуациях. В этом разделе мы рассмотрим три примера, в которых эгоистический интерес препятствует сотрудничеству и приводит к неудовлетворительному результату для участвующих в игре сторон.
Гонка вооружений
Гонка вооружений весьма сходна с «дилеммой узников». Чтобы убедиться в этом, рассмотрим принятие решений о стратегии обеспечения национальной безопасности двумя странами — США и СССР. Каждая из них предпочитает наращивать вооружения, так как мощный арсенал позволяет влиять на происходящие в мире события. Но при всем том каждое государство желает жить в мире, свободном от опасности, исходящей от потенциального противника. На рисунке представлены различные результаты смертельно опасной игры.
Если Советский Союз выбирает гонку вооружений, США считают необходимым принять вызов и не допустить превосходства соперника. Если СССР принимает решение о сокращении численности армии, наращивание вооружений Соединенные Штатами позволяет им добиться абсолютного превосходства. Доминирующая стратегия для каждой страны — участие в гонке вооружений. Таким образом, каждое государство принимает решение продолжить наращивание военной мощи — неудовлетворительный результат для обеих сторон, так как степень риска для обоих участников гонки постоянно повышается.
В эпоху «холодной войны» США и Советский Союз пытались решать проблему гонки вооружений путем переговоров и соглашений по контролю над вооружениями. Проблемы, с которыми сталкивались две страны, напоминают те, с которыми сталкиваются олигополисты в попытках сохранить картель. Так же как олигополисты дискутируют об уровнях производства, Соединенные Штаты и СССР вели переговоры об объемах вооружений. И в точности так же как картели сталкиваются с проблемой обеспечения соблюдения соглашения об уровне производства, и Соединенные Штаты и Советский Союз опасались, что другая сторона нарушит договоренности. Как в случае гонки вооружений, так и в случае олигополии неумолимая логика эгоистического интереса приводит участников к неудовлетворительному для каждой стороны результату, который был бы достигнут и без переговоров.
Реклама
С проблемой, напоминающей «дилемму узников», сталкиваются компании, рекламирующие продукцию, ориентированную на один и тот же сегмент потребителей. Рассмотрим, к примеру, решения, которые приходится принимать двум компаниям, производящим сигареты, скажем, Marlboro и Camel. Если компании отказываются от проведения рекламных кампаний, они делят рынок пополам. Если обе компании развертывают широкие рекламные кампании, они опять-таки делят его на равные части, но прибыль каждой фирмы уменьшается, так как каждая несёт издержки на рекламу. Однако если одна фирма начинает рекламу продукции, в то время как другая оценивает ее целесообразность, первая отбирает покупателей у второй.
На рисунке показана зависимость прибылей двух компании от их действий. Очевидно, что широкая реклама сигарет — доминирующая для каждой фирмы стратегия, несмотря на то что каждая из них выигрывает при отказе от необоснованных затрат.
Практическая проверка теоретических выводов была осуществлена в 1971 году, когда Конгресс США принял закон, запрещающий телевизионную рекламу сигарет. К удивлению многих наблюдателей, табачные компании даже не попытались использовать свое политическое влияние, чтобы противостоять запрету. Когда закон вступил в силу, объем расходов на рекламу значительно сократился, а прибыль компаний повысилась. «Рука» закона сделала за компании то, чего они не смогли добиться своими силами — наконец-то было найдено решение «дилеммы узников», обеспечившее достижение исхода, возможного лишь при условии сотрудничества: снижение расходов на рекламу и увеличение прибыли табачных компаний.
Общие ресурсы
Мы отмечали, что в экономике существует тенденция к чрезмерному использованию общих ресурсов. Данную проблему можно рассматривать и как пример «дилеммы узников».
Представьте себе, что две нефтяные компании — скажем, Exxon и Агсо — владеют примыкающими друг к другу нефтяными промыслами. Стоимость нефти в общем бассейне — $ 12 млн. Бурение одной скважины стоит $ 1 млн. Если каждая компания пробурит по одной скважине, обеим достанется по половине запасов нефти и по $ 5 млн прибыли (доход $ 6 млн минус $ 1 млн издержек). Поскольку нефтяной бассейн — это общий ресурс, компании вряд смогут использовать его эффективно. Предположим, что любая из компаний имеет возможность пробурить вторую скважину. Если одной компании принадлежат две из трех скважин, она получит две трети запасов нефти, что даст ей прибыль в $ 6 млн. Однако, если каждая компания пробурит вторую скважину, они поделят нефть поровну, но так как обе понесут дополнительные издержки, прибыль составит только $ 4 млн для каждой компании.
Проанализируйте последний рисунок. Бурение двух скважин — доминирующая стратегия для каждой компании. Снова, как и раньше, эгоистический интерес каждого из игроков приводит их к неудовлетворительному результату.