Монопольные ресурсы
Простейший способ возникновения монополии — концентрация ключевого ресурса производства в «руках» единственной фирмы. К примеру, рассмотрим рынок воды в маленьком городке на Диком Западе. Если большинство его жителей имеют колодцы, поведение продавцов адекватно описывает конкурентная модель рынка. Цена литра воды устанавливается равной предельным издержкам подъёма дополнительного литра живительной влаги. Но если в городке имеется единственная скважина, а больше получить воду неоткуда, её владелец — монополист на местном рынке воды. Нет ничего удивительного в том, что он будет обладать значительно большей властью над рынком, чем любая отдельно взятая фирма, на конкурентном рынке. Если речь идёт о товаре первой необходимости (в нашем случае, воде), монополист может заломить за него весьма высокую цену, хотя его предельные издержки незначительны.
Несмотря на то что исключительное обладание ключевым ресурсом является потенциальной причиной возникновения монополии, на практике такие случаи встречаются достаточно редко. Реальные национальные экономики достаточно велики, основные ресурсы находятся в собственности различных индивидов и групп. А так как большинство товаров — предметы международной торгов, то естественный размер их рынка — весь мир. Поэтому примеры фирм, владеющей ресурсами, не имеющими близких заменителей, скорее исключение.