Незаконный телефонный разговор
Структура олигополистического рынка определяет возникновение сильных побудительных мотивов его субъектов к сговору, направленному на снижение объемов производства, повышение цен и увеличение прибыли. Прекрасно осознавал потенциальную неэффективность рыночного регулирования великий экономист Адам Смит, который в классическом труде «Богатство народов» писал:
Люди, занятые в одной и той же отрасли торговли, редко появляются вместе на публике. Но они пользуются любой возможностью тайной встречи или некоторым образом отвлекают внимание публики, чтобы договориться о повышении цен.
В качестве современного примера, подтверждающего наблюдение Адама Смита, мы приводим отрывок из телефонного разговора президентов авиакомпаний American Airlines и Braniff Airways Роберта Крэндалла и Говарда Путнама, опубликованного в газете «The New York Times» 24 февраля 1983 года:
КРЭНДАЛЛ: О Господи, да это же чертовски глупо! Пока мы сидим здесь и «околачиваем … груши», ни один из нас не заработал даже… цента.
ПУТНАМ: У вас имеются конкретные предложения?
КРЭНДАЛЛ: Да, по крайней мере одно. Вы немедленно поднимаете ваши… тарифы на 20 процентов. Свои я подниму на следующее же утро.
ПУТНАМ: Роберт, мы…
КРЭНДАЛЛ: Вы сделаете больше денег, и я тоже.
ПУТНАМ: Мы не имеем права говорить о согласованном повышении цен!
КРЭНДАЛЛ: О …, Говард! Мы можем … тему столько, сколько нам ни заблагорассудится.
Г. Путнам был прав: антитрестовский Закон Шермана запрещает руководителям конкурирующих компаний любое упоминание о скоординированном установлении цен. После того, как пленка с записью была представлена в Министерство юстиции США против Роберта Крэндалла было возбуждено уголовное дело.
Двумя годами позже Pоберт Крэндалл и Министерство юстиции достигли соглашения, предусматривавшего различные ограничения деловой активности бизнесмена, включая его контакты с должностными лицами других авиакомпаний. Министерство юстиции заявило, что условия соглашения:
«защищают конкуренцию в индустрии воздушных перевозок, удерживая American Airlines и Pоберта Крэндалла от дальнейших попыток монополизировать какую-либо из сфер пассажирских авиаперевозок, по средством обсуждения с конкурентами цен на услуги авиакомпаний».