Экономическая эффективность и пути повышения устойчивости агропромышленного производства
Экономическая эффективность повышения устойчивости агропромышленного производства (Эу) определяется по формуле:
Эу = Ц*d*(Зхр + Пхп/100)
где Ц — цена единицы продукции, p.
d — доля необходимых страховых запасов по отношению к среднему урожаю
Зхр — приведенные запасы на хранение продукции в течение года, % к цене
Пхп — потери при хранении продукции в течение года, % к первоначальному количеству
Основными путями повышения устойчивости агропромышленного производства являются:
- дальнейшая интенсификация производства
- внедрение научно-технических достижений
- применение прогрессивных технологий, научно обоснованных систем земледелия и животноводства
- создание новых сортов растений, устойчивых к погодным колебаниям, пород животных с более высокой отдачей от кормов
- развитие промышленного кормопроизводства, позволяющего уменьшить зависимость животноводства от урожая кормовых культур
- создание оптимальных резервов сельхозпродукции, запасаемой в благоприятные годы
- выравнивание результатов финансовой деятельности хозяйств за счет погодной дифференциации налоговых ставок и льготных кредитов, гибкой политики государства
Основные особенности управления предприятием, работающим в условиях риска, определяются спецификой внешней и внутренней среды. Важнейшими характеристиками внешней среды предприятия в переходной экономике, обусловленными рядом особенностей макро-, микроэкономического, отраслевого и социального порядка, являются:
- нарушение снабженческо-сбытовых связей между предприятиями-производителями (принимает в переходной экономике тотальный характер и выражается перебоями в поставках материалов, сырья, оборудования, необходимых для нормальной работы предприятия, платежным дефицитом, падением спроса на продукцию и приводит в конечном счете к спаду производства)
- платежный дефицит, натурализация обмена как следствие разрушения производственно-финансовой инфраструктуры отрасли (обусловливает необходимость натурализации обмена (бартер, переуступки долга) как единственного способа поддержания жизнедеятельности предприятия)
- нестабильность финансово-банковской системы, инфляция (ведет к потере государством кредитуемых денежных средств, необходимости решения финансовых проблем авторитарными, а не рыночными, методами, к кризису промышленности в целом)
- несовершенство законодательной базы (приводит к невозможности защищать свои реальные права производителям, возникновению «легальных» механизмов мошенничества на государственном уровне и в государственных масштабах)
- неготовность рынка труда к удовлетворению спроса со стороны предприятий на профессионалов в области «рыночных отношений» (является объективной и неизбежной стороной развития рыночных отношений в переходной экономике, поскольку развитие сектора производства, услуг происходит более быстрыми темпами, нежели процесс формирования кадрового потенциала, способного удовлетворять быстро меняющимся требованиям)
- либерализация цен, формирование конкуренции
- сочетание конкуренции с неконкурентными номенклатурными методами продвижения на рынок товаров и услуг (поскольку пространство переходной экономики является гетерогенным, мозаичным и в нем присутствуют элементы как новой, так и старой экономической системы, сочетание рыночных и номенклатурных механизмов распределения товаров и услуг является неизбежным)
- плюралистичность социально-экономических моделей постсоветского пространства (особенно важна в контексте стремления сохранить и возобновить разрушенные связи между субъектами хозяйствования бывшего Союза)
Рассмотрим факторы внутренней среды предприятия, определяющие его жизнедеятельность на микроуровне.
Неразвитость технологий менеджмента. Развитие предприятий в условиях переходной экономики ставит на первый план проблему управления ими. Однако отсутствие подготовленных кадров в области управления, а также незрелость самих технологий менеджмента в экономическом пространстве функционирования указанных предприятий затрудняют решение данной проблемы.
Незрелость корпоративной культуры и корпоративных ценностей. Современные условия переходной экономики еще не позволили сформироваться определенной (пусть даже элементарной) культуре управления, культуре предпринимательства, культуре бизнеса. Поэтому такие понятия, как корпоративная культура, корпоративные ценности, сегодня еще не могут выступать своего рода «рычагом» управления организацией и мотивации ее персонала.
Неосознанность индивидуально-личностных ценностей потребительского идеала. Ломка советской экономической, государственной и идеологической систем повлекла за собой трансформацию общественного и индивидуального сознания. В различных возрастных и социальных группах данный процесс имел свою динамику: следовательно, технология управления подобной организацией существенно усложняется, а от менеджеров требуется более высокий уровень понимания, проникновения, гибкости, но самое главное — педагогического подхода к управлению.
Из всей совокупности перечисленных выше характеристик внутренней и внешней среды вытекают вполне определенные требования к управлению предприятием. Отвечая этим требованиям, менеджеры смогли бы достаточно эффективно управлять предприятием, работающим в условиях переходной экономики. Рассмотрим основные из них.
Повышение роли системного менеджмента и маркетинга в жизнедеятельности предприятия. В связи с развитием конкуренции на вновь складывающемся рынке товаров и услуг возникает необходимость в производстве и продвижении на рынок качественного товара. Маркетинг предприятий становится неотъемлемым элементом выживания предприятия в условиях конкуренции. Развитие бизнеса в условиях переходной экономики приводит к усложнению структур и способов функционирования предприятий. Объект управления также существенно усложняется в силу эволюции его внешней и внутренней среды, и для управления таким объектом необходимы технологии системного менеджмента, роль которого, таким образом, безусловно, повышается.
Повышение роли стратегического планирования, направленного на достижение долгосрочных стратегических целей. Одним из важнейших механизмов выживания и развития является долгосрочное и стратегическое планирование, поскольку именно оно на сегодняшний день позволяет рационально управлять ресурсами организации и ориентировать ее на накопление сверхприбыли в ущерб потенциалу развития, на возможность закрепления на рынке и утверждения в глазах потребителей, на создание основ долгосрочного развития. Стратегическое планирование актуально даже в условиях нестабильной социально-экономической среды переходной экономики.
Ориентация на достижение сверхприбылей является достаточно специфичным и неоднозначным требованием. Несмотря на стремление предприятий к стабилизации, внешняя среда предприятия, среда переходной экономики сегодня далеко не всегда позволяют проводить данную программу. Ориентация на сверхприбыль является также определенным гарантом наличия у предприятия финансового резерва и возможности заработать серьезный капитал.
Перечисленные выше характеристики внешней и внутренней среды предприятия, а также рекомендации по стратегическому управлению должны позволить предприятиям достичь основной цели — выживание и получение прибыли, способствуя тем самым эволюции системы переходной экономики в целом.