Мировой рынок льнопродукции
Развитие льняного подкомплекса республики в перспективе будут определять тенденции и конъюнктура мирового рынка. Емкость внутреннего рынка льнопродукции позволяет освоить потенциал подкомплекса в пределах 30 % . Более полное его использование зависит от объемов экспорта.
Емкость мирового рынка льнопродукции оценивается в 5-6 млрд дол. США в год, что составляет всего один процент мирового потребления текстиля на душу населения по стоимости. В странах Западной и Центральной Европы душевое потребление льняной продукции сравнительно велико (от 2 до 4 м2 на человека). Доля стран Европы в общем потоке импорта составляет 80 % , Азии — 10, Северной Америки — 6; в экспорте Европы — 83, Азии — 5, остальных стран — 12 % . На государства Европы приходится около 85 % трепаного льна, 70 % которого выращивается в Восточной Европе.
В условиях республики, когда экспорт является фактором, определяющим использование потенциала льняного подкомплекса, идет поиск путей выхода на мировой рынок, а именно: организация работы по сбыту будет иметь решающее значение. В связи с этим особая роль отводится кооперации и интеграции, способствующим объединению для достижения конечной цели производителей сырья и переработчиков. В качестве интеграторов могут выступать перерабатывающие предприятия и экспортные базы, а также кооперативы производителей.
В настоящее время от имени Беларуси внешнеэкономической деятельностью на рынке льна занимаются свыше 80 независимых субъектов хозяйствования. При этом большая часть продукции уходит через иностранных посредников, которым достается до 25 % и более чистой прибыли от продажи льноволокна. Белорусские производители конкурируют не с субъектами мирового рынка, а друг с другом, что позволяет иностранному покупателю диктовать цену, постоянно снижая ее. НПО «Лен Беларуси», не располагая специалистами по маркетингу, внешнеэкономической деятельности, владеющими иностранными языками, не имея представительств за рубежом, не сотрудничая с МИДом, работая только с посредниками, не в полной мере может рассчитывать на прорыв на рынке льна.
В то же время страны ЕС имеют объединения, которые защищают их интересы. Льноводов Франции на рынке представляют несколько крупных кооперативов, способных реально отстаивать интересы своих членов. От агропромышленного комплекса Голландии на внешний рынок выходят всего несколько отраслевых организаций, построенных на кооперативных началах. Кооперативная форма организации является надежным гарантом интересов производителей. Сбытовой аппарат в кооперативном движении не имеет самостоятельного экономического значения и является органом, созданным непосредственными сельскохозяйственными производителями для решения задач в собственных интересах, главная из которых — защита интересов производителя. Сбытовая организация для успешного функционирования перестраивает организацию производителей наиболее рациональным образом. Для обеспечения конкурентоспособности она выступает на рынке, как правило, в виде мощной, крупной централизованной организации, с самыми широкими полномочиями.
Важным условием успешной работы сбытовой кооперации является ее сочетание с кооперацией кредитной (наличие собственного финансового центра), учитывающей в своей деятельности особенности производственного цикла и финансового оборота в сельском хозяйстве, или поддержка на первых порах государственной банковской системой. Подобную функцию в Голландии выполняет «Рабабанк». Важно учитывать единство Западной Европы в рамках ЕС. Это диктует необходимость более тесного сотрудничества с другими странами, в том числе и европейскими партнерами, для гарантированного доступа на рынок. Требует изучения вопрос взаимодействия с российскими и украинскими производителями льнопродукции, отношения с которыми не должны строиться на основе жесткой конкуренции.
Как правило, интересы текстильного производства вступают в противоречие с интересами сельхозпроизводителей и первичных переработчиков (примером может быть Оршанский льнокомбинат, не желающий работать на общий результат). В странах ЕС для обеспечения большего взаимопонимания между аграриями и предприятиями легкой промышленности принят комплекс мер, обеспечивающих эффективное производство по всей технологической цепи. На внутреннем рынке закупочная цена должна покрывать затраты на производство сырья в худших условиях при соблюдении всех требований технологии его переработки в качественное льноволокно. На экспорт должно уходить волокно от одной организации, самого высокого качества, максимально возможной глубины переработки (котонизированное волокно, чесаная лента и др.), подготовленное и маркированное по европейским стандартам. Такая политика позволяет завоевать престижную торговую марку. Производство должно быть безотходным.
В этой связи для Оршанского льнокомбината (о котором шла речь выше) актуально сотрудничество со швейными предприятиями, фабриками художественных изделий, а также фирмами, «делающими моду» в нашей стране и в государствах — потенциальных партнерах. Важнейшей задачей в данном случае является исследование рынка, обеспечивающее полное знание его конъюнктуры, внешних условий, партнеров и конкурентов. Так, потенциальным рынком сорочек и постельного белья из льняных тканей являются страны с тропическим и субтропическим климатом, а изделия из батиста могут иметь устойчивый сбыт у потребителей с высокими доходами во всех странах мира. В Западной Европе льняное семя широко применяется не только на посев, но и в десятках других вариантов. В Германии, например, ежегодно в хлебопечении используется до 60 тыс. т льносемян ввиду уникальности их диетических свойств.
Таким образом, дальнейшее развитие льняного подкомплекса республики требует принятия организационно-экономических мер и управленческих решений, радикальной перестройки внешнеэкономической деятельности на основе централизованного сбыта или кооперации. Перспективы развития всего подкомплекса будут определяться конъюнктурой мирового рынка, а объемы производства льнопродукции — находиться в прямой зависимости от возможностей их реализации.