Основные результаты реформаторских преобразований и финансовое оздоровление убыточных сельскохозяйственных организаций
В настоящее время в республике функционирует 1140 сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), созданных на базе прежних колхозов, 472 государственных унитарных сельскохозяйственных предприятия (бывшие совхозы), 2245 крестьянских (фермерских) хозяйств. Деятельность СПК регламентируется Примерным Уставом колхоза (СПК), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 года № 49. Согласно данному Уставу колхоз провозглашен коммерческой организацией, созданной гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной, не запрещенной законодательством деятельности. Основной задачей сельхозорганизаций является предпринимательская деятельность по производству, заготовке, переработке, хранению и реализации продукции, направленная на обеспечение республики продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем.
В новых условиях возрождены и получили дальнейшее развитие кооперативная природа колхозов и демократические основы их самоуправления. Новыми моментами в их деятельности являются возможности формирования и использования специальных долевых фондов за счет собственных средств СПК. В подавляющем большинстве таких кооперативов созданы также фонды, суммы которых разделены на индивидуальные имущественные доли (паи, квоты) в порядке персонификации колхозной собственности. При этом земельные фонды остались в собственности государства и выделены хозяйствующими субъектами на правах владения и пользования. Отдельные колхозы трансформировались в акционерные общества открытого либо закрытого типа.
Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь и другим законодательным актам, совхозы провозглашены государственными унитарными предприятиями крупнотоварного характера. Их имущество не подлежит расчленению на индивидуальные доли. Функциональная деятельность унитарных государственных предприятий регламентируется их уставами. Отдельные из них переименованы в агрофирмы. Основные задачи данных предприятий, являющихся проводниками новейших достижений научно-технического прогресса, сводятся к производству как можно большего количества высококачественной и дешевой сельскохозяйственной продукции и сырья. Экономическое положение большей части сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций оставляет желать лучшего. До 2005 года около половины таких организаций были убыточными.
В течение последних двух лет принят ряд мер по укреплению экономики сельскохозяйственных организаций республики. Прежде всего это касается Указа Президента Республики Беларусь от 19.03.2004 года № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство». В соответствии с данным указом отсрочено погашение задолженности названных организаций по уплате налогов и иных платежей и ежегодному списанию юридическим лицам ряда долгов пропорционально росту производственной валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах за предыдущий финансовый год. Об отсрочке, погашении и списании задолженности сельскохозяйственных организаций в 2004 года принят ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь.
Учитывая хроническую убыточность либо крайне низкую рентабельность многих сельскохозяйственных предприятий республики, принят ряд законодательных актов о продаже их имущественных комплексов.
В 2004 году были приняты Указ Президента Республики Беларусь № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций» и постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «О порядке принятия решений о продаже предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций». Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.06.2004 года № 157 утверждены Методические рекомендации о порядке объединения сельскохозяйственных и иных коммерческих организаций различных форм собственности.
В последнее время многие экономически несостоятельные (убыточные и низкорентабельные) сельскохозяйственные предприятия трансформировались в структурные подразделения благополучных несельскохозяйственных организаций: промышленных, строительных, транспортных, торговых, управленческих и др. В одних случаях их имущество было выкуплено этими организациями и они стали их структурными подразделениями (агроцехами, филиалами и др.). В других случаях они вошли в состав крестьянских (фермерских) хозяйств на основе аренды или выкупа их имущества. Отдельные из них присоединены к ближайшим рентабельным сельхозкооперативам и госхозам.
Новые хозяйственные формирования ориентируют свои производственные направления на потребности рынка с учетом экономических интересов новых хозяев.
Из 1245 убыточных сельскохозяйственных организаций, имевшихся в республике в начале 2004 году, к концу 2005 году 437 реорганизованы путем присоединения и выкупа. В том числе 71 организация продана юридическим лицам как имущественные комплексы, 366 присоединены к сельскохозяйственным, промышленным, обслуживающим и иным организациям. В ближайшее время подобную процедуру пройдет еще 31 хозяйство. 773 хозяйства самостоятельно вышли на безубыточную работу, а 4 — объявлены банкротами. В развитие присоединенных и выкупленных сельскохозяйственных предприятий инвесторы вложили 364 млрд р. Процесс реформирования традиционных субъектов хозяйствования в отечественном АПК должен продолжаться.
По состоянию на начало 2006 года, в республике, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, реформировано 505 сельскохозяйственных организаций, в том числе 85 передано и продано другим юридическим и физическим лицам.
На очередном этапе реконструкции реформированных сельскохозяйственных организаций целесообразно возобновить работу по расчленению чистых активов на индивидуальные имущественные квоты с их ежегодной корректировкой в соответствии с образованными фондами накопления. Каждый член СПК должен ежегодно знать свою имущественную квоту в кооперативе, воплощенную в ту часть материальных ресурсов, которую он использует. При таком условии у каждого работника на рабочих местах будет формироваться и укрепляться подлинное чувство хозяина.
Все государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия целесообразно в ближайшее время акционировать с тем, чтобы каждый работник вложил свои акции в то имущество, которое он использует.