Конспект экономиста:)

Меню

Макроэкономическая политика и перспективы на 1991 г.

нет комментариев

Перспективы советской экономики на 1991 г. весьма неопределенны. Экономическая политика находится в состоянии непрерывного изменения, поскольку продолжаются дискуссии между Союзом и республиками о направлении, темпах и управлении реформой. Что касается внешней сферы, то неясно произойдет ли частично или полностью в начале года предполагаемая реформа торговой системы в СЭВ, кроме того, невозможно предсказать цены на нефть на мировом рынке.

Предполагается, что в ближайшем будущем будет достигнуто политическое соглашение, гарантирующее унифицированное экономическое пространство, обеспеченное единой денежной системой, свободной межреспубликанской торговлей и ясными и приемлемыми для всех правилами, предусмотренными для пропорционального распределения доходов и затрат между различными государственными уровнями. Если это не произойдет, вполне реален риск возрастания нарушений бюджетной и финансовой дисциплины и увеличения открытой или подавленной инфляции.

Далее предполагается, что в соответствии с основными направлениями президентской политики в ближайшие сроки усилия будут сосредоточены на восстановлении традиционных хозяйственных связей, а также что государственные заказы будут по-прежнему распространяться на значительную часть производства, как указано в проекте плана на 1991 г., находящегося в настоящее время на рассмотрении Верховным Советом. Поскольку по предположениям реконструкция промышленности — включая преобразование военной промышленности — будет осуществляться за счет контроля и (возрастающе бесполезного) вмешательства руководства, а не за счет рыночного механизма, весьма сомнительно, что она будет настолько эффективна, насколько ожидается руководством.

Неясными остаются и намерения в отношении ценовой политики. Что касается оптовых цен, считается что они повысятся в среднем на 50-60%, в то время, как закупочные цены на сельскохозяйственные продукты, которые в 1990 г. еще не повышались, к началу 1991 г. возрастут в среднем на 30%. Продолжается обсуждение реформы розничных цен, причем союзные власти ратуют за относительно низкую либерализацию и административное одобрение повышения большинства оптовых и закупочных цен до уровня розничных, тогда как другие, в частности в некоторых республиках, стоят за отмену контроля над большинством цен, за исключением некоторых субсидируемых товаров, которые могут подвергаться регламентированию.

Политика цен будет иметь основные значения для будущего бюджета на 1991 г. Руководство недавно представило на рассмотрение Верховного Совета проект бюджета на 1991 г. По контрасту с предыдущими годами в этом году был представлен только союзный бюджет, поскольку не удалось достигнуть согласия республик относительно их бюджетов. Однако в документе также содержится прогноз сводного государственного бюджета, основанного на имеющейся информации о республиканских бюджетах. Естественно, этот прогноз носит очень неопределенный характер.

Проект бюджета предполагает сохранение розничных цен субсидированных товаров на их современном уровне и освобождение от контроля большинства розничных цен на товары, облагаемые налогами с оборота, чтобы предотвратить уменьшение доходов, которое может стать следствием планового повышения оптовых цен. В результате субсидирование цен в 1991 г. будет почти удвоено в реальном выражении, а налоги с оборота останутся почти без изменения относительно ВВП. Учитывая эти предполагаемые изменения двух основных статей бюджета, а также ожидаемое значительное повышение общественных пособий в результате уже вошедших в силу законов, дефицит государственного бюджета (59 млн. руб.) по предположениям почти удвоится по сравнению с ожидаемым в «Основных направлениях».

Однако такой намеченный уровень дефицита может быть обеспечен только при поддержке таких мер, как незначительное элементарное усовершенствование финансовой системы общественного сектора, а именно:

  • а) переход к внебюджетным фондам (в частности к стабилизационным фондам) крупных статей расходов (особенно большинства капиталовложений, которые ранее финансировались за счет бюджета, перевода средств в менее развитые районы страны и содействие программе реконструкции общественных предприятий), и
  • б) утрачивание (с 12% до 37%) отчислений с зарплаты на социальное страхование с целью финансирования пенсионной реформы, а также некоторых расходов стабилизационного фонда; налоговый сбор (единовременный) с доходов от теоретически возможного прироста капитала предприятий на их «избыточные» запасы, могущие возникнуть в результате планового повышения оптовых цен; выделение на стабилизационный фонд 20% суммы начисленного износа предприятий.

Предполагается также значительное увеличение в реальном выражении (35% или выше) расходов на исследовательскую работу и развитие, здравоохранение, образование и общественное благосостояние, но учитывая неопределенность в отношении цен, невозможно предсказать, ожидается ли ухудшение в реальности или нет. Бюджет, по видимому, предполагает резкое увеличение бремени налогов на предприятия — так как налоговые поступления от последних, по предположениям, повысятся более, чем на 70% — и чистые бюджетные перечисления населению. Это, вероятно, повысит потребительский спрос, однако вряд ли позитивно повлияет на снабжение.

Более того, имеется серьезная вероятность того, что уровень общего дефицита государственного бюджета превысит ожидаемый, поскольку некоторые статьи дохода, по всей вероятности, были завышены (особенно доходы от налогов на прибыль), тогда как некоторые расходы (в частности на оплату процентов и пособия по безработице) могли быть занижены. К тому же отсутствуют средства, напр., лимит банковских займов, на обеспечение финансовой дисциплины на всех государственных уровнях.

При таких условиях затруднительно предвидеть адекватное ужесточение денежной политики. С одной стороны, денежное финансирование бюджета может значительно превысить и без того относительно высокий уровень 1990 г., особенно если предполагается оставить процентные ставки по государственной задолженности существенно ниже показателей инфляции. С другой стороны, спрос предприятий на банковские кредиты, по всей вероятности, возрастает вследствие увеличения налогов и предложенного недавнего замораживания части их банковских вкладов. Если не удастся противостоять этим требованиям, темпы роста денежной массы в 1991 г. могут существенно возрасти, что будет препятствовать поглощению денежного избытка.

Твердая денежная политика является крайне важным фактором для гарантирования умеренности роста заработной платы, особенно в условиях даже частичной либерализации цен. Намерения руководства в отношении политики доходов остаются в настоящее время неясными. В частности, непонятно до какой степени механизм индексации заработной платы, предусмотренный в «Основных направления», будет связан с повышением цен на товары первой необходимости, которые должны быть либерализованы. Изменение заработной платы в ответ на такое повышение цен при отсутствии механизма формальной индексации будет в большой степени зависеть от ужесточения кредитной политики.

Учитывая широкие масштабы постоянной неопределенности в отношении цен доходов и финансовой политики на 1991 г., невозможно с уверенностью предвидеть перспективы производства и инфляции. Тем не менее, весьма вероятно, что экономическое положение по обоим аспектам значительно ухудшится в будущем году. Находясь в зависимости от степени либерализации розничных цен и/или их административного повышения, уровень зарегистрированной инфляции может вполне возрасти более, чем до 40%. Если инфляционное давление протекающее от корректирования производственных затрат, особенно от растущего избыточного спроса, не будет отражено в повышении цен, вполне вероятно, что нехватка и срывы во внутренней торговле усугубятся. Это может ускорить современные темпы снижения производства, что приведет к снижению ЧНП на 5 и более процентов.

Наряду с неопределенностью в отношении перспектив развития цен на нефть, производства энергии и реформы системы СЭВ, перспективы платежного баланса на 1991 г. будут в значительной степени зависеть от развития внутренней экономики, роста децентрализации внешней торговли и последних изменений обменного курса, а также мер по организации обмена, которые рассматривались в предыдущем разделе. С учетом всего вышесказанного может показаться, что введение нового коммерческого обменного курса рубля, а также отмена дифференциальных коэффициентов курса иностранной валюты не предотвратят сокращения советского промышленного экспорта, особенно в страны СЭВ. Импорт, естественно, будет ограничиваться не только наличием иностранной валюты, но и ожидаемым снижением инвестиционного спроса. Был подготовлен альтернативный план на будущее, основанный на ряде предложений относительно, напр., цен на сырую нефть (20 или 26 американских долларов за баррель) и снижения объема экспорта нефти (17 или 25%). В обоих планах разрыв в валютном финансировании расчитывался при предположении, что объем импорта снизится на 7 % (что при учете предусмотренного резкого сокращения импорта оборудования, будет сообразно со скромным ростом импорта пищевых продуктов и потребительских товаров длительного пользования). С учетом таких предположений дефицит текущих статей платежного баланса относительно традиционной сферы конвертируемой валюты (за исключением экспорта золота) будет колебаться от 10 млрд. до 14,5 млрд. американских долларов. Кроме того, в 1991 г. советское руководство столкнется с необходимостью выплат в погашении среднесрочной и долгосрочной задолженности (доходящей до 12 млрд. американских долларов). Учитывая гарантированное финансирование в целом достигшее 17 млрд. американских долларов, и предположив, что снижение межбанковых вкладов прекратиться, можно ожидать, что дефицит финансирования в конвертируемой валюте может колебаться между 5,5 и 10 млрд американских долларов. Однако, часть этого дефицита будет покрываться за счет предполагаемого активного сальдо со странами СЭВ (по расчетам составляющего от 10 до 6,5 млрд. американских долларов по двум альтернативным планам) в зависимости от финансов, доступных для этих стран, и от ликвидации накопленной ими задолженности СССР в переводных рублях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)