Конспект экономиста:)

Меню

Сравнение консервативного и радикального подходов к реформам

нет комментариев

При консервативном подходе реформа начинается с некоторого ужесточения бюджетной политики, при этом структурная реформа проводится медленными темпами. На начальной стадии цены корректируются, но в значительной степени остаются под административным контролем. Макроэкономическая стабилизация будет осуществляться постепенно, а отмена контроля займет два-три года. Радикальная схема по контрасту начинается с активной программы макроэкономической стабилизации, направленной на ускоренное снижение бюджетного дефицита до или ниже 2-3% ВВП, которая сопровождается немедленной отменой контроля над большинством цен и началом приватизации мелких предприятий.

С учетом изменений экономического поведения и структуры экономики, предполагаемых в этих подходах, невозможно с уверенностью определить количественно их последствия. Однако сравнение в общих чертах с учетом мирового опыта программ стабилизации и реформ может помочь проиллюстрировать все положительные и отрицательные характеристики, входящие в эти программы.

Несмотря на более решительные меры по стабилизации, предусматриваемые радикальной программой, уровень цен, скорее всего, немедленно возрастет в большей степени, чем предусмотрено консервативной программой. Объем производства резко сократится вследствие ликвидации нежизнеспособных производств, а безработица возрастет. Однако поскольку капиталовложения первоначально будут сокращены, а накопленные запасы использованы, при некоторой внешней помощи совокупный уровень потребления может быть в целом сохранен. Восстановление снизившегося уровня производства возможно в течение каких-нибудь двух лет. При сохранении жесткой финансовой политики инфляция окажется под контролем и будут созданы условия для значительно более эффективного распределения ресурсов, определяемого рыночными ценами. Может начаться период приближения к западным стандартам производительности, в течение которого, по-видимому, будет наблюдаться более высокий прирост производительности и объема производства, чем в большинстве стран со зрелой рыночной экономикой. Безработица сократится вследствие того, что первоначальное высвобождение рабочей силы сменится устойчивым ростом занятости. В оставшийся до конца десятилетия период и последующие годц ожидается дальнейший стабильный рост объема производства и повышение уровня жизни, а также создание благоприятных условий для притока значительных финансовых ресурсов из-за границы.

Перспективы резкого падения объема производства и стремительного роста цен на начальной стадии радикального подхода довольно пугающи. Главный вопрос заключается в том, сможет ли нерешительность, присущая консервативному подходу, снизить начальный спад производства, сохранив при этом возможность перехода к жизнеспособной рыночной экономике с устойчивыми темпами роста. По нашему мнению, консервативный подход потерпит провал в обоих случаях. Существуют две возможности. Первая — предположим, что лица, определяющие политику, преуспеют в сочетании частичного ужесточения финансовой политики и некоторого ужесточения бюджетных ограничений предприятий с административным контролем над ценами на большинство товаров. Отсутствие работающих в полную силу рынков потребует продолжения административного контроля над распределением важных ресурсов и использования государственных заказов, а также централизованного распределения ресурсов. В лучшем случае, это только отсрочит неизбежную ликвидацию нерентабельных и ненужных производств и высвобождение избыточных трудовых ресурсов. Учитывая повсеместность перекосов в экономике, роста производства, вызываемого обычно введением рыночных цен и высвобождением инициативы предприятий, может и не наступить; будет продолжаться падение объема производства и существенное усиление инфляции. Отсутствие уверенности может приобрести самодовлеющий характер, так как разочаровывающие результаты дискредитируют цель рыночной экономики и приведут к утрате ориентиров программы и краху стратегии на самом раннем этапе.

Ситуация ухудшится, если руководство, кроме сдерживания осуществления структурных реформ, не сможет проводить в достаточной степени жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику. Такое положение наиболее вероятно при консервативном подходе, где предупредительные сигналы подаваемые растущей инфляцией, будут подавляться контролем цен. Это приведет к растущей макроэкономической диспропорции, усугубляющемуся дефициту товаров и повышению цен на черном рынке. Либерализация и реконструкция экономики в подобных условиях не сможет продолжаться, а невыполнение обещаний приведет к тому, что даже приверженность конечным целям перестанут кого-либо обнадеживать.

Короче говоря, шансы сохранения приверженности к консервативной политике в течение среднесрочной перспективы невелики. Единственно, чего можно было бы добиться в лучшем случае, это отсрочки затрат и выгод, связанных с перестройкой. В худшем случае — сами затраты возрастут вследствие распада административной системы и дальнейшего углубления финансовых диспропорций. Результат может находиться где-то между этими двумя исходами, хотя, по нашему мнению, он будет, вероятно, ближе к худшему прогнозу.

Рекомендуя более радикальный подход, мы вполне понимаем опасения тех, кто призывает к осмотрительности. Нам также известно, что даже так называемый консервативный подход до недавнего времени казался радикальным. Имеются три основных причины для опасений в связи с радикальным подходом. Во-первых, он может излишне ухудшить положение потребителей, особенно наиболее уязвимые группы населения. Поэтому мы рекомендуем программу, которая смягчит неблагоприятное воздействие перехода на потребителей. Кроме этого, мы рекомендуем временно сохранить контроль над ценами на коммунальные услуги и плату за жилье. Во-вторых, отмена контроля над ценами в условиях макроэкономических диспропорций, чрезвычайная концентрация экономической власти и дефицит предложения при недостаточной гибкости может привести к резкому росту инфляции, вызванной ростом заработной платы, и огромным прибылям монополий. Поэтому макроэкономическую стабилизацию должна сопровождать отмена контроля над ценами в условиях возрастающей внутренней и внешней конкурентоспособности.

И наконец, имеется опасение, что под непосильным бременем могут оказаться предприятия, которые могли бы оказаться жизнеспособными, если бы им было дано время для адаптации. Поэтому мы рекомендуем смягчить воздействие перехода к ценам мирового рынка на отдельные группы товаров. После существенных начальных преобразований последующие шаги по переходу на цены мирового рынка будут распределены по периоду в два-три года. Это можно осуществить через пограничные налоги, которые обеспечивают временную защиту в дополнении к простому тарифу и которые постепенно будут снижены, а в отношении экспорта — через снижение экспортных налогов на некоторые основные ресурсы, в особенности энергию. Кроме того, предлагаемые союзные и республиканские стабилизационные фонды могут оказывать техническую и финансовую помощь тем предприятиям, которые готовы к проведению хорошо продуманных программ перестройки и которые могут быть жизнеспособными после завершения преобразования. И наконец, предусматриваются процессы, в том числе банкротство, которые будут способствовать реорганизации в принципе жизнеспособных предприятий через списание чрезмерных прошлых долгов. Эти средства смягчения воздействия перестройки должны обеспечить снижение потерь в занятости и производстве, которые неизбежно сопровождают программу реконструкции. Однако использовать их надо осторожно с тем, чтобы не нанести ущерба долгосрочной цели реконструкции предприятий для участия в рыночной конкуренции.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)