Принятие решений с точки зрения издержек и выгод

Во многих случаях выбор, изучением которого занимаются экономисты, можно сформулировать в виде следующего вопроса:

Нужно ли мне совершать действие х?

Любитель кино должен решить, например, смотреть ли ему сегодня вечером фильм «Касабланка»; человек, занятый поглощением пищи, — съесть ли ему вторую вафлю. Экономисты решают такие вопросы, сравнивая издержки и выгоды, связанные с действием х. Обозначив издержки как С(х), а выгоды — как В(х), получим следующую зависимость:

если В(х) > С(х), действие х целесообразно осуществить; в противном случае действие х совершать не стоит

Прежде всего необходимо определить и оценить издержки и выгоды. Самым распространенным способом их оценки, даже в том случае, когда действие не связано непосредственно с деньгами, является денежная оценка. Определим В(х) как максимальное количество долларов, которое вы охотно отдали бы, чтобы совершить действие х. При отсутствии фактического денежного обмена величина В(х) оказывается гипотетической, т. е. отражает количество денег, с которым вы охотно бы расстались, если бы в том была необходимость. Величина С(х) выражает количество денежных средств, необходимых для совершения действия х, и тоже может быть гипотетической.

Чтобы понять, как действовать в случаях, когда издержки и выгоды не представлены непосредственно в денежном выражении, рассмотрим следующий пример.

Выключать ли магнитофон ?

Вы удобно устроились в кресле и с наслаждением слушаете магнитофонные записи. Внезапно вы вспоминаете, что следующие две мелодии вам не нравятся. Если бы вы слушали проигрыватель, работающий с компактными дисками, вы бы просто запрограммировали его таким образом, чтобы он пропустил эти записи.

Но поскольку вы имеете дело с обычным магнитофоном, перед вами возникает дилемма: встать и перемотать ленту или подождать, пока эти записи кончатся.

Выгода от перемотки магнитофонной ленты заключается в том, что вам не придется слушать нелюбимые записи. Издержки выражаются в том, что вы будете вынуждены временно покинуть удобное кресло. Если вам очень не хочется этого делать, а музыка не слишком неприятна для вас, вы, вероятно, не будете предпринимать никаких действий. Но если вы сели в свое кресло не так давно или музыка действительно слишком раздражает вас, вы, скорей всего, подниметесь и перемотаете ленту.

Даже при принятии подобных простых решений можно перевести издержки и выгоду на денежную основу. Рассмотрим вначале издержки, связанные с необходимостью покинуть кресло. Если бы кто-нибудь предложил вам за это 1 цент и если бы это была единственная причина, по которой вам нужно было бы покинуть любимое кресло, вы бы приняли такое предложение? Если вы не слишком отличаетесь от большинства людей, то вы бы, разумеется, отказались. Но если бы кто-нибудь предложил вам за это 1000 долл., вы поднялись бы в мгновение ока.

Где-то между 1 центом и 1000 долл. находится некая отправная цена, т. е. минимальное количество денег, которое заставило бы вас покинуть кресло. Отправная цена действия х — это такая цена, при которой вам все равно, совершать или не совершать действие х.

Чтобы установить эту пограничную величину, проведите мысленный аукцион сами с собой. Поднимайте постепенно цену предложения с 1 цента до такой величины, которая заставит вас подняться с кресла. Совершенно очевидно, что эта величина зависит от различных обстоятельств. Если вы богаты, она, несомненно, будет выше, ибо в этом случае количество денег для вас менее важно; если вы полны энергии, эта величина окажется ниже, а если чувствуете усталось, — выше, и т. д.

Предположим, что ваша отправная цена — 1 долл. Далее проведите подобный мысленный аукцион для определения максимальной суммы, которую вы готовы заплатить за то, чтобы кто-нибудь выключил магнитофон вместо вас. Эта отправная цена определит выгоду от выключения магнитофона. Предположим, что она оценивается в 75 центов.

Теперь переведем все в термины нашего основного правила принятия решений. Получаем неравенство следующего вида:

В(х) = 0,75 долл. < С(х) = 1 долл.

Это означает, что вам лучше всего оставаться в кресле. Конечно, неприятно будет слушать следующие две песни, которые вам не нравятся, но это оказывается меньшим злом по сравнению с необходимостью вставать с кресла. Если поменять местами величины издержек и выгод, то правильным окажется решение встать и перемотать магнитофонную ленту. Если же В(х) и С(х) окажутся равными, для вас будет безразлично, какое решение принять.

Издержки производства и их стоимостная оценка При переходе экономики республики к рыночным отноше­ниям особую роль приобретает стоимостная оценка издержек производства. Решающим критерием результативности фун­кционирования рыночного механизма саморегулирования в ко­нечном счете является снижение затрат на производство и реа­лизацию продукции, так как успех производителя (наряду с объемами продаж и уровнем цен) определяется также и конку­рентоспособностью продукции по себестоимости. Поэтому пока­затель себестоимости в новых условиях хозяйствования сохра­няет важное значение как присущий рыночным механизмам компонент, инструмент управления затратами производства на предприятии. Себестоимость промышленной продукции является объек­тивной экономической категорией, характеризующей выра­женные в денежной форме текущие затраты предприятий, свя­занные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее про­изводство и реали...
Понятие издержек производства и себестоимости продукции Производство связано с потреблением различных ресурсов. Издержки – это совокупность потребленных и перенесенных на продукцию ресурсов Себестоимость продукции – это затраты предприятия на производство продукции. Различают общественные и индивидуальные издержки: Общественные издержки – совокупность затрат общества на производство конкретного вида продукции. Эти издержки составляют стоимость продукции. Индивидуальные издержки – это затраты на производство отдельного предприятия. В процессе производства используют различные ресурсы. Различают: Покупные ресурсы – включаются в себестоимость товарной продукции по цене реализации. Собственные ресурсы – включаются в себестоимость товарной продукции по себестоимости, т.е. по затратам пошедшим на их производство. ...
Эффект масштаба производства В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства. Оказывается, изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам. Соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают: положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X) постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X) отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства,F(aX) > aF(X) . Характер действия эффекта масштаба обусловлен: не действием закона убыва...
Сущность внешних эффектов В ходе производства и реализации продукта производители несут определённые издержки. В условиях рынка все издержки компенсируются ценой. Однако возникают случаи когда это условие не выполняется: благо потребляется без оплаты не все издержки включены в цену Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем. Третьи лица могут нести дополнительные издержки или получать выгоду. В этом случае рыночная цена не способна передать достоверную информацию о товаре. Результатом внешних эффектов является не эффективное расходование ресурсов и не объективное ценообразование. Внешний эффект (экстерналия) - это издержки или выгоды от рыночных сделок не отражённые в цене блага, которые воздействуют на третьих лиц. Основные черты: Сказываются на благосостоянии третьих лиц. Создание или потребление внешнего эффекта не оплачивается. Различают частные, внешние и общественные издержки: Частные издержки - зат...
Понятие издержек. Классификация издержек Издержки (cost) — стоимость всего, от чего приходится отказаться продавцу ради производства товара. Для осуществления своей деятельности фирма несет определенные затраты, связанные с приобретением необходимых производственных факторов и реализацией произведенной продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы. Наиболее экономически эффективным методом производства и реализации какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек фирмы. Понятие издержек имеет несколько значений. Классификация издержек Индивидуальные - издержки собственно фирмы; Общественные - совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п.; Издержки производства - это издержки непосредственно связанные с производством товаров и услуг; Издержки обращения - связанные с реализацией произведенной продукции. Класси...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика