Конкуренция: совершенная и несовершенная
Предположим, что перед нами рынок, на котором царит совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция на рынке определяется двумя основными характеристиками:
- все предлагаемые продавцами товары примерно одинаковы
- покупатели и продавцов так много, что ни один покупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену. Поскольку при совершенной конкуренции покупатели и продавцы должны принимать рыночную цену как нечто данное, их называют принимающими цену.
В реальной жизни под определение совершенной конкуренции прекрасно подходят такие рынки, как рынок пшеницы, когда тысячи фермеров продают зерно, а миллионы покупателей потребляют пшеницу и продукты из нее. Ни один покупатель или продавец не влияет на цену пшеницы, каждый принимает ее как данность. Тем не менее на рынках многих товаров и услуг конкуренция несовершенна.
На некоторых рынках есть только один продавец, который и устанавливает цену. Такой продавец называется монополистом. Им может быть, например, телевизионная кабельная компания небольшого городка или городского района, ведь ее телезрители не имеют возможности обратиться к другому поставщику.
На некоторых рынках — несколько продавцов, которые далеко не всегда настроены на агрессивную конкуренцию. Такой тип рынка называется олигополией. Например, если авиаперевозки между двумя крупными городами осуществляют две-три компании, они попытаются избежать конкуренции, чтобы удержать цены на билеты на высоком уровне.
На некоторых рынках многие продавцы предлагают несколько различающиеся по-своим характеристикам товары, а значит, у каждого поставщика есть возможность установить определенную цену. Такой рынок называют рынком монополистической конкуренции. Пример — производство программного обеспечения. Рынок предлагает нам множество конкурирующих текстовых редакторов, но каждая программа отличается от всех остальных по своим свойствам и имеет определенную цену.