Олигополия. Виды олигополий. Особенности олигополий

⚡ Олигополия ⚡ — форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию.

Пример: в РБ 4 сахарных завода, 3 завода производящих хим волокно.

Виды олигополий

  • Однородная (недеференцированая) — когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недеференцированую) продукцию.

Однородная продукция — продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт — 3 сорта, сахар — около 8 сортов, алюминий — около 9 марок).

  • Неоднородная (деференцированая) -несколько предприятий производят не однородную (деференцированую) продукцию.

Неоднородная продукция — продукция, отличающаяся широким разнообразием типов, сортов, размеров, марок.
Пример — автомобили,сигареты, безалкогольные напитки, сталь (примерно 140 марок).

  • Олигополия доминирования — на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке.Рядом с ней работает несколько мелких фирм которые делят между собой оставшийся рынок.

Пример: в РБ на рынке керамической плитки доминирует ОАО «Кирамин», производящее более 75% этой продукции.

  • Дуополия — когда на рынке работает только 2-а производителя или продавца данной продукции.

Пример: в РБ два завода производящих телевизоры — Витязь и Горизонт, они действуют во всем подражая друг другу.

Характерные особенности функционирования олигополий

  1. Производится как дифференцированная, так и не дифференцированная продукция.
  2. Решения олигополистов относительно объёмов производства и цен — взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу.Так если один олигополист снизит цены,то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, т.к. рискуют потерять свою долю рынка.
  3. В условиях олигополии существуют очень жёсткие барьеры для вступления в эту отрасль других конкурентов, но эти барьеры преодолимы.
Что такое олигополия? Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили). На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516). Олигополистические рынки обладают следующими признаками: а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям; б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит ...
Олигополии как «дилемма узников» Что общего между «дилеммой узников», структурой рынков и несовершенной кон­куренцией? Оказывается, что правила игры, в которой участвуют олигополисты стремящиеся к достижению результата монополии, весьма напоминают законы дилеммы заключенных. Рассмотрим олигополию с двумя участниками, которых мы назовем, скажем, Иран и Ирак. Обе страны продают сырую нефть. После длительных переговоров стороны соглашаются поддерживать производство нефти на низком уровне, чтобы сохранить высокие цены на нефть. После того как они согласовали объемы произ­водства, каждая страна должна решить, будет ли она следовать соглашению или попытается увеличить объем выпуска. На рисунке представлены результаты уча­стников соглашения в зависимости от избираемых ими стратегий. Рис. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ИГРА. В этой игре между участниками олигополии, прибыль, которую получает каждая страна, зависит как от решения об объеме производства Ирана или Ирака, так и от решения об объеме производства, принимаемого другим уч...
Олигополия Олигополия — это рыночная структура (или отрасль), состоящая из небольшого числа крупных фирм, производящих достаточное для удовлетворения спроса количество продукции. Типичный пример олигополии — сельскохозяйственное машиностроение. В условиях олигополии фирмы вынуждены сотрудничать друг с другом, чтобы поддерживать прочный рынок. Они в состоянии ограничивать появление на рынке новых участников, которое и без того затруднено из-за необходимости высоких первоначальных капиталовложений. Ограничения осуществляются путем патентования продукции, контроля за поставками сырья, организации рынка и контроля трудовых ресурсов. Из перерабатывающих отраслей к олигополистической структуре приближается мукомольная промышленность. Понятно, что существуют определенные различия в качестве пшеницы, однако каждая мукомольная фирма рекламирует свой продукт как уникальный. Олигополия характерна также для рынка сахара, фруктов, овощей и ряда других товаров. Признаки олигополии число участников ...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика