Конкуренция. Сущность и виды
Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.
Чтобы лучше понять свободную конкуренцию, ее нужно сравнить с абсолютной монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричным. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом мы получим в таблице, которая характеризует положение продавцов благ.
Таблица. Конкуренция и монополия
Параметры состояния рынка | Свободная конкуренция | Абсолютная монополия |
Число продавцов | Много | Один |
Барьеры входа на рынок | ||
и выхода из него | Нет | Есть (нет вхождения) |
Участие товаровладельцев | ||
в контроле над ценами | Нет | Полный контроль |
Из материалов таблицы нетрудно сделать следующее заключение. Конкуренция представляет собой более благоприятное состояние рынка. Разве можно назвать естественным такое положение, когда всю рыночную власть захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
- а) масштабам развития
- б) характеру
- в) методам соперничества
По масштабам развития конкуренция может быть:
- индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли- продажи товаров и услуг)
- местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории)
- отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода)
- межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода
- национальной (состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны)
- международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке)
По характеру развития конкуренция подразделяется:
- на свободную
- регулируемую
По методам ведения рыночное соперничество делится:
- на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен)
- неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.)
Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.
Свободная конкуренция означает:
- Во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
- Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.
- В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция, естественно, соответствует начальному периоду капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях — редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров.
В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества: регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.
При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества, определяемые интересами частных собственников.