Конспект экономиста:)

Меню

Краткосрочный спрос на труд при совершенной конкуренции

нет комментариев

Предположим, что фирма производит объем продукции, используя 2 фактора — капитал (К) и труд (L). Напомним, что на краткосрочном этапе ее капитал является величиной постоянной. Если эта фирма продает весь объем выпускаемой продукции на рынке совершенной конкуренции по установившейся рыночной цене и если она может нанять любое количество работников по ставке заработной платы 12 долл. в час, то сколько работников она должна принять на работу?
Если менеджер фирмы мыслит как экономист, он будет рассуждать следующим образом: «Выгодой от найма дополнительной единицы труда будет дополнительный объем продукции, который я получу и смогу продать. Издержками является ставка заработной платы. Таким образом, я должен нанять дополнительную единицу труда, если первое превышает второе; если же второе превышает первое, то я, наоборот, должен сокращать количество используемого труда».

Это простое правило найма легко можно представить графически. На рисунке (а) показана кривая предельного продукта труда, когда капитал фиксирована. Кривая предельного продукта труда характеризует дополнительный объем продукции, который фирма получит, если наймет дополнительную единицу труда. Например, при использовании 40 ед. труда каждая дополнительная единица труда принесет 8 ед. продукции. Ниспадающий характер кривой предельного продукта труда отражает закон убывающей отдачи.

Краткосрочный спрос на труд для фирмы при совершенной конкуренции

Рис. Краткосрочный спрос на труд для фирмы при совершенной конкуренции
Когда ставка заработной платы составляет 12 долл. за единицу труда (рисуонк б), фирма при совершенной конкуренции будет нанимать 80 ед. труда — количество, для которого VМРl и ставка заработной платы одинаковы.

На рисунке (б) количество предельного продукта просто умножается на его цену — Р=2. Произведение цены на количество предельного продукта (Р*MPl) называют стоимостью предельного продукта труда и обозначают VMPl.

Стоимость предельного продукта (VМР) — стоимость по текущим рыночным ценам дополнительной продукции, произведенной дополнительной единицей вводимого фактора производства.

Это дополнительный доход фирмы от продажи дополнительной продукции, произведенной дополнительной единицей труда. Правило найма для фирмы состоит в привлечении такого количества труда, для которого ставка заработной платы равняется УМРГ На рисунке (б) видно, что согласно этому правилу фирма должна нанять 80 ед. труда при ставке заработной платы 12 долл.

Чтобы проиллюстрировать действие этого правила, предположим, что фирма привлекает только 40 ед. труда. При этом стоимость дополнительной продукции, производимой дополнительным рабочим (16 долл.), больше, чем издержки по найму рабочего (12 долл.), поэтому фирма может увеличить свою прибыль, нанимая больше рабочих. Теперь предположим, что фирма наняла 120 ед. труда. VМРl при L= 120 равна только 8 долл., что меньше ставки заработной платы, равной 12 долл., поэтому фирма может увеличивать свою прибыль путем сокращения рабочих. Только при L — 80 фирма может не предпринимать каких-либо действий для увеличения своей прибыли.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)