Сущность экономического планирования и прогнозирования
Формирование системы регулирования экономического и социального развития государства в условиях рыночной экономики представляет собой исключительную по своим масштабам проблему. Эффективность ее решения может быть достигнута при углублении теоретического анализа и учете мирового опыта. Практика показывает, что ни в одном из развитых государств не существует свободного рынка; однако планирование, которое носит директивный характер, утратило свое значение. Основная проблема заключается в определении степени взаимодействия плана и рынка. Планирование должно концентрировать свое внимание на долгосрочном развитии. В частности, это касается определения содержания экономического роста, защиты молодых отраслей, интеграции в мировое сообщество.
Разработки в области экономического прогнозирования возникли в последней четверти XIX века и первоначально были связаны с определением тенденций производства основных товаров путём использования статистических данных. Например, Дж. Брукмайер в 1911 году использовал в целях прогнозирования три показателя: индекс банковских кредитов, индекс цен акций и индекс общей экономической активности. Его идея получила дальнейшее развитие в 20-е годы. в исследованиях Гарвардского университета, где были использованы «гарвардские кривые АВС». Первая из указанных кривых (А) представляла индекс стоимости ценных бумаг на бирже; вторая кривая — В, характеризовала величину депозитов в банках; третья кривая (С) определяла норму процента.
Первым примером экономического планирования в современном понимании может служить планирование, осуществлявшееся в СССР после Октябрьской революции. Теоретические разработки указанного феномена содержались в работах К. Маркса. Ф. Энгельса и В.И. Ленина. С целью организации планового руководства в 1917 году был создан Высший Совет народного хозяйства. Первый план представляющий интерес с точки зрения общей методологии, — ГОЭЛРО, был опубликован в 1920 г. В нем был дан всеобъемлющий анализ положения государства в целом и по отдельным районам. При разработке плана использовался программно-целевой метод, который предполагал определение основополагающей цели и разработку комплекса взаимоувязанных мероприятий по ее достижению. План ГОЭЛРО предусматривал взаимоувязку строительства электростанций с производством и потреблением электроэнергии, а потому охватывал основополагающие отрасли экономики.
В дальнейшем с планом ГОЭЛРО должны были увязываться краткосрочные планы развития; однако последние часто не согласовывались с основным планом, поскольку представляли собой только прогнозы экономического развития государства. Помимо этого, первые краткосрочные планы содержали «контрольные цифры», которые не имели обязательного характера для определенных производств, за исключением ключевых отраслей.
Попытки планирования национальной экономики предпринимались как в развитых, так и развивающихся странах В 1928 г. в Мексике было предложено разработать для страны национальный экономический план, а в Индии это было сделано в 1933 г.
В 30-е гг. проблемы планирования разрабатывались и реализовывались в странах Западной Европы. В 1932 г. в Германии появился план ВТБ, названный по именам его авторов — B.C. Войтинского, Ф. Тарнова, Ф Бааде. Главное направление и содержание этого плана — борьба с безработицей и обеспечение занятости населения. Представители «шведской школы» разрабатывали систему мер по рационализации финансово-бюджетных и денежно-кредитных отношений с целью воздействия на динамику развития таких агрегированных показателей, как валовые инвестиции, национальный доход и т.д. Свои представления об экономическом планировании формировались и в США. В 1937 г. благодаря усилиям У.К. Митчелла начал выпускаться журнал «Плановое общество», а в 1944 году К. Ландауэр опубликовал книгу «Теория национального экономического планирования». В ней, по существу, впервые обосновано индикативное планирование, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие посредством координации и обеспечения информацией.
После Второй мировой войны концепция планомерности стала использоваться практически во всех государствах, но наибольший успех получила в таких странах, как Швеция, Финляндия и т.д.
Особенности планирования и прогнозирования целесообразно рассматривать в контексте трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования:
- североамериканской (США Канада)
- азиатской (Япония, Южная Корея)
- европейской (Франция и Швеция)
Планирование и прогнозирование рассматриваются в США как важнейшие формы регулирования экономики. Прогнозные разработки выполняются различными государственными учреждениями, исследовательскими организациями, прогнозными фирмами, частными банковскими и коммерческими фирмами. Можно выделить три уровня прогнозных исследований:
- в системе государственного регулирования
- внутрифирменное
- коммерческое
В целом можно констатировать, что для США характерно стратегическое планирование, суть которого сводится к определению главных приоритетов развития и путей их достижения.
Планирование и прогнозирование в Японии характеризуется использованием системы социально-экономических планов и прогнозов, научно-технологических программ развития. Пятилетние планы формулируют стратегические цели развития и носят индикативный характер. Планирование позволяем охарактеризовать наиболее вероятные пути развития экономики, очерчивает круг проблем, которые могут возникнуть перед субъектами хозяйствования, дает рекомендации по разрешению этих проблем. В случаях когда возникают возражения правительства или деловых кругов против определенных положений плана, Управление экономического планирования убеждается в обоснованности подобных возражений и в соответствующий план вносятся необходимые коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.
Французская система планирования в своем развитии прошла три этапа:
- Первый (1945—1960) характеризуется как директивное планирование, полностью перенятое в бывшем СССР.
- Второй этап (конец 60-х — начато 90-х гг.) представляет собой переход к индикативному планированию.
- Третий этап (начался в 90-е гг) знаменует упор на стратегическое планирование.
Наибольший интерес представляет индикативное планирование, поскольку Франция добилась больших успехов в его реализации, а также потому, что оно выступает основой стратегического планирования. Индикативное планирование имеет следующие отличительные особенности:
- Система широкого участия в выработке планов представителей различных организаций, предприятий и учреждений. К разработке планов привлекаются тысячи членов комитетов, занимающихся отдельными аспектами планирования: производством, финансами, торговлей, социальными проблемами и т.п. Происходит обмен информацией между членами одного и того же комитета, между комитетами и центральным плановым органом, взаимное согласование и корректировка.
- Система «предупредительных сигналов». Суть ее заключается в выборе наиболее важных экономических величин, для которых задаются нормативные значения Для каждой из них задаются максимально допустимые отклонения от нормы и устанавливаются соответствующие границы. Фиксация того, что какая-го величина заходит за одну из этих границ, сопряжена либо с введением мер по исправлению положения, либо с открытым изменением целей плана.
Отрицательные моменты индикативного планирования заключаются в следующем:
- Данный подход связан с попыткой заставить отдельные предприятия составлять свои планы так, чтобы, взятые вместе, они давали значения суммарных показателей центрального плана. Это. по сути, означает раздел рынков между предприятиями, ограничение конкуренции.
- Возможность монополистического сговора. Одним из моментов индикативною планирования является согласование планов, что достигается при помощи переговоров, обмена информацией и т.д. В результате у них возникает возможность сговора и ограничения конкуренции.