Сущность экономического планирования и прогнозирования

Формирование систе­мы регулирования экономического и социального развития государства в условиях рыночной экономики представляет собой исключительную по своим масштабам проблему. Эффективность ее решения может быть достигнута при углублении теоретического анализа и уче­те мирового опыта. Практика показывает, что ни в одном из развитых государств не существует свободного рынка; однако планирование, которое носит директивный характер, утратило свое значение. Основная проблема заключается в определении степени взаимодействия плана и рынка. Планирование должно концентрировать свое внима­ние на долгосрочном развитии. В частности, это касается определения содержания экономического роста, защиты молодых отраслей, интеграции в мировое сообщество.

Разработки в области экономического прогнозирования возник­ли в последней четверти XIX века и первоначально были связаны с определением тенденций производства основных товаров путём ис­пользования статистических данных. Например, Дж. Брукмайер в 1911 году использовал в целях прогнозирования три показателя: индекс банковских кредитов, индекс цен акций и индекс общей экономи­ческой активности. Его идея получила дальнейшее развитие в 20-е годы. в исследованиях Гарвардского университета, где были использованы «гарвардские кривые АВС». Первая из указанных кривых (А) пред­ставляла индекс стоимости ценных бумаг на бирже; вторая кривая — В, характеризовала величину депозитов в банках; третья кривая (С) определяла норму процента.

Первым примером экономического планирования в современ­ном понимании может служить планирование, осуществлявшееся в СССР после Октябрьской революции. Теоретические разработки указанного феномена содержались в работах К. Маркса. Ф. Энгельса и В.И. Ленина. С целью организации планового руководства в 1917 году был создан Высший Совет народного хозяйства. Первый план представляющий интерес с точки зрения общей методологии, — ГОЭЛРО, был опубликован в 1920 г. В нем был дан всеобъемлющий анализ положения государства в целом и по отдельным районам. При раз­работке плана использовался программно-целевой метод, который предполагал определение основополагающей цели и разработку ком­плекса взаимоувязанных мероприятий по ее достижению. План ГОЭЛРО предусматривал взаимоувязку строительства электростан­ций с производством и потреблением электроэнергии, а потому охва­тывал основополагающие отрасли экономики.

В дальнейшем с планом ГОЭЛРО должны были увязываться краткосрочные планы развития; однако последние часто не согласовывались с основным планом, поскольку представляли собой только прогнозы экономического развития государства. Помимо этого, первые краткосрочные планы содержали «контрольные цифры», которые не имели обязательного характера для определенных про­изводств, за исключением ключевых отраслей.

Попытки планирования национальной экономики предприни­мались как в развитых, так и развивающихся странах В 1928 г. в Мексике было предложено разработать для страны национальный экономический план, а в Индии это было сделано в 1933 г.

В 30-е гг. проблемы планирования разрабатывались и реализовывались в странах Западной Европы. В 1932 г. в Германии появился план ВТБ, названный по именам его авторов — B.C. Войтинского, Ф. Тарнова, Ф Бааде. Главное направление и содержание этого плана — борьба с безработицей и обеспечение занятости населения. Представители «шведской школы» разрабатывали систему мер по рационализации финансово-бюджетных и денежно-кредитных отно­шений с целью воздействия на динамику развития таких агрегированных показателей, как валовые инвестиции, национальный доход и т.д. Свои представления об экономическом планировании форми­ровались и в США. В 1937 г. благодаря усилиям У.К. Митчелла начал выпускаться журнал «Плановое общество», а в 1944 году К. Ландауэр опубликовал книгу «Теория национального экономического планирования». В ней, по существу, впервые обосновано индикативное планирование, в рамках которого правительство воздействует на эко­номическое развитие посредством координации и обеспечения информацией.

После Второй мировой войны концепция планомерности стала использоваться практически во всех государствах, но наибольший успех получила в таких странах, как Швеция, Финляндия и т.д.

Особенности планирования и прогнозирования целесообразно рассматривать в контексте трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования:

  • североамериканской (США Канада)
  • азиатской (Япония, Южная Корея)
  • европейской (Франция и Швеция)

Планирование и прогнозирование рассматриваются в США как важнейшие формы регулирования экономики. Прогнозные разра­ботки выполняются различными государственными учреждениями, исследовательскими организациями, прогнозными фирмами, част­ными банковскими и коммерческими фирмами. Можно выделить три уровня прогнозных исследований:

  • в системе государственного регулирования
  • внутрифирменное
  • коммерческое

В целом можно констатировать, что для США характерно стра­тегическое планирование, суть которого сводится к определению главных приоритетов развития и путей их достижения.

Планирование и прогнозирование в Японии характеризуется использованием системы социально-экономических планов и прогнозов, научно-технологических программ развития. Пятилетние планы формулируют стратегические цели развития и носят индика­тивный характер. Планирование позволяем охарактеризовать наиболее вероятные пути развития экономики, очерчивает круг проблем, которые могут возникнуть перед субъектами хозяйствования, дает рекомендации по разрешению этих проблем. В случаях когда возникают возражения правительства или деловых кругов против опреде­ленных положений плана, Управление экономического планирования убеждается в обоснованности подобных возражений и в соответствующий план вносятся необходимые коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.

Французская система планирования в своем развитии прошла три этапа:

  • Первый (1945—1960) характеризуется как директивное планирование, полностью перенятое в бывшем СССР.
  • Второй этап (конец 60-х — начато 90-х гг.) представляет собой переход к индика­тивному планированию.
  • Третий этап (начался в 90-е гг) знаменует упор на стратегическое планирование.

Наибольший интерес пред­ставляет индикативное планирование, поскольку Франция добилась больших успехов в его реализации, а также потому, что оно выступает основой стратегического планирования. Индикативное планирова­ние имеет следующие отличительные особенности:

  1. Система широкого участия в выработке планов представителей различных организаций, предприятий и учреждений. К разра­ботке планов привлекаются тысячи членов комитетов, занима­ющихся отдельными аспектами планирования: производством, финансами, торговлей, социальными проблемами и т.п. Происходит обмен информацией между членами одного и того же комитета, между комитетами и центральным плановым органом, взаимное согласование и корректировка.
  2. Система «предупредительных сигналов». Суть ее заключается в выборе наиболее важных экономических величин, для которых задаются нормативные значения Для каждой из них задаются максимально допустимые отклонения от нормы и устанавлива­ются соответствующие границы. Фиксация того, что какая-го величина заходит за одну из этих границ, сопряжена либо с вве­дением мер по исправлению положения, либо с открытым изме­нением целей плана.

Отрицательные моменты индикативного планирования заклю­чаются в следующем:

  1. Данный подход связан с попыткой заставить отдельные пред­приятия составлять свои планы так, чтобы, взятые вместе, они давали значения суммарных показателей центрального плана. Это. по сути, означает раздел рынков между предприятиями, ограничение конкуренции.
  2. Возможность монополистического сговора. Одним из моментов индикативною планирования является согласование планов, что достигается при помощи переговоров, обмена информацией и т.д. В результате у них возникает возможность сговора и огра­ничения конкуренции.
Внутрифирменное планирование Внутрифирменное планирование – составление планов компании (различных по срокам исполнения, методам и сути), определяющих цели работы, прогноз дальнейшего развития, практику и стратегию. Также внутрифирменное планирование можно охарактеризовать как комплекс связанных между собой решений, направленных на достижение определенных целей (повышения прибыли, улучшения конкурентоспособности и так далее). История внутрифирменного планирования С появлением электронных машин в бизнесе и активной индустриализации экономика бизнеса постепенно усложнялась. Появилась нужда в качественном прогнозировании будущей работы, применении сложных математических методов. При этом еще до начала 20-го века предприниматели больше работали интуитивно, без проведения сколь либо качественного анализа. В 30-40-е годы начался период массового производства, когда проявились первые проявления внутрифирменного планирования. Каких-либо плановых служб еще нет, но подобные задачи со стороны руководства уже ставятс...
Планирование и организация сельскохозяйственного производства На каждом этапе развития общества производство сельскохозяйственной продукции было и остается первичной основой жизни и в этом смысле основой любого материального производства. Оно удовлетворяет постоянно растущие потребности в продуктах питания, промышленность — в сырье для производства продовольственных товаров широкого потребления. Продукция сельского хозяйства и промышленные товары, изготовленные из нее, составляют около, 75 процентов розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли. То есть, в сельском хозяйстве производится почти три четверти товаров народного потребления и около трети национального дохода, поэтому от темпов развития аграрного сектора зависят темпы развития экономики государства. По своей природе сельское хозяйство является многогранным производством. Элементы, которые его формируют, органично и организационно взаимодействуют в определенном сочетании отраслей, в определенной отраслевой структуре. Отрасль — это часть сельскохозяйственного пр...
Методы планирования Реализация принципов в планировании осуществляется посредством использования разнообразных методов. ⚡ Методы планирования ⚡ – основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании. Часть методов формализована и доведена до уровня экономико-математических моделей, другие имеют слабое описание. Все эти методы могут применяться отдельно и в комплексе. Практики могут все их и не знать, но желательно все же иметь о них представление, знать их сущность, возможности применения. Основные методы планирования балансовый опытно-статистический нормативный экономико-математический Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета. Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в ви...
Что такое планирование? ⚡ Планирование ⚡ – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия. Как экономическую категорию ⚡ планирование ⚡ можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения. С экономической точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. Но если на рынке главным регулятором выступает закон стоимости, т.е. цена, определяющая выгодность производства, способы, объем, то на уровне отдельного предприятия ценовой механизм вытеснен сознательными действиями и авторитарными решениями предпринимателей и менеджеров. Внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений, в соответствии с которой участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга су...
Применение маркетинговых исследований в бизнес-планировании Маркетинговое исследование для проекта начинается с определения задачи, для решения которой необходима информация. На подготовительном этапе, предшествующем запуску производства и началу продаж, существует две общие задачи - стадии инновационного проекта: генерация и отбор рыночной идеи формирование рыночного предложения На этапе генерации и селекции идей новых товаров используется информация, основанная на результатах маркетинговых исследований. Здесь важно: степень удовлетворения потребностей потенциальных покупателей, емкость рынка, условия конкуренции, действующая ценовая политика и многое другое. На стадии бизнес-планирования формируется концепция нового товара или услуги. Здесь работа ведется для определения существующих решений данной проблемы на рынке, и на основе этого для выявления необходимых функциональных характеристик нового продукта. Создается модель продукта, максимально удовлетворяющая требования потребителей. Для того чтобы этот этап прошел максимал...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика