Конспект экономиста:)

Меню

Анализ спроса и предложения

нет комментариев

Нашим основным инструментом в изучении результатов функционирования рынка будет анализ спроса и предложения. Начнем с определения рынка.

Определение. Рынок состоит из покупателей и продавцов товаров или услуг.

Некоторые рынки привязаны к определенному времени и месту. Например, все продавцы и покупатели или их представители, участвующие в антикварном аукционе, собираются одновременно в определенном месте. Другие рынки охватывают огромные территории, и большинство их участников никогда не встречаются и даже не видят друг друга. Примером такого рынка является Нью-Йоркская фондовая биржа.

Выбор определения рынка зависит от пристрастий исследователя. Например, антитрестовское законодательство запрещает слияние компаний, в результате которого общая доля их участия в рынке будет превышать установленное пороговое значение. Соответственно, государственные обвинители, выступающие против слияния компаний, часто дают очень узкое определение рынка, чтобы таким образом представить общую долю их участия в рынке по возможности как наибольшую. Напротив, компании, собирающиеся объединиться, стараются дать как можно более широкое определение своим рынкам, что, естественно, уменьшает общую долю их участия в рынке. Например, когда Stouffers Corporation собиралась объединиться с Nestle, от ее лица на суде было заявлено, что обе компании занимаются продажей «замороженных обедов». Министерство юстиции заявило тому же суду, что эти компании занимаются продажей «дорогих экзотических блюд, подаваемых между рыбой и мясом». Этот случай показывает, что определение рынка зависит от частных преследуемых целей.

В течение долгих лет экономисты имели возможность убедиться в том, что даже едва заметное различие в продуктах может иметь огромное значение для некоторых потребителей, поэтому и наметилась тенденция к анализу самых узких определений товаров и рынков. Часто 2 одинаковых изделия получают различные определения только потому, что используются в разное время и в разных ситуациях. В этом смысле можно сказать, что зонтики, продажа которых происходит в солнечный день, и зонтики, предлагаемые покупателям в дождливую погоду, представляют собой 2 совершенно различных изделия с разным состоянием их рынков сбыта. (Говорят, что в Манхеттене зонтики низкого качества, продающиеся в солнечную погоду за 3 долл., в дождь пользуются небывалым спросом по 6 долл.)

Для конкретизации рассмотрим работу какого-либо определенного рынка, например рынка сбыта 1,5-фунтовых омаров в Гаинезе, штат Массачусетс, на 20 июля 1990 г. Задача анализа заключается в объяснении цен на омары и объема их продаж. Начнем с кривой спроса, отражающей простое математическое соотношение между количеством омаров и ценами, за которые покупатели готовы их приобрести. Кривая спроса DD на рисунке, имеющая в данном случае вид прямой линии, показывает, что при цене 4 долл. за омар спрос составит 4000 шт., а при цене 10 долл. за омар — 1000 шт. и т. д.

Кривая спроса на омары в Гаинезе

Рис. Кривая спроса на омары в Гаинезе, штат Массачусетс, 20 июля 1990 г.
Кривая спроса показывает, какое количество омаров захотят приобрести покупатели при различных ценах на этот продукт. Основное свойство этой кривой состоит в том, что это убывающая кривая: при падении цены на омары спрос на них повышается. Это свойство называется законом спроса.

Если бы пришельцу с Марса сообщили, что омары стоят 4 долл. за 1 шт., и не дали бы никакой дополнительной информации, он никак не смог бы решить, дешево это или дорого. В 1900 г. омары по цене 4 долл. за 1 шт. были бы доступны только самым богатым людям, а в 1990 г. омары за такую цену рассматривались бы как невероятно дешевая покупка. Если не оговаривается особо, цена на вертикальной оси графика спроса означает реальную цену товара, т. е. цену товара относительно цен всех других товаров и услуг.

Реальная цена товара — это цена относительно цен других товаров и услуг. Таким образом, на вертикальной оси рисунка обозначены цены на омары на 20 июля 1990 г., причем население рассматривает их на фоне сложившейся на эту дату системы цен на другие товары и услуги.

На рисунке кривая спроса DD имеет вид прямой линии, что, однако, совершенно не является обязательным. Основное свойство кривых спроса, как уже упоминалось, заключается в том, что все они являются убывающими кривыми, т. е. спрос растет при падении цены, и это свойство часто называют законом спроса.

Закон спроса — возрастание спроса на товар при падении цены на него. Несмотря на то, что теоретически возможно существование возрастающей кривой спроса, в действительности такие исключения никогда не встречаются. Отрицательный наклон кривой спроса отлично согласуется с нашими представлениями о реакции населения на рост цен.

Одна из причин падения спроса при росте цен состоит в том, что многие люди в таких случаях покупают товары-заменители (близкие субституты) — например, при подорожании омаров покупают крабов, мясо или птицу. Другая причина заключается в том, что люди просто не в состоянии покупать такое же количество товаров, как и раньше, поскольку доходы остаются прежними, а цены возрастают.

Кривая спроса представляет собой итог расчетов издержек и выгод, производимых покупателем по различным товарам. Каждый покупатель решает вопрос: «Нужно ли покупать этот товар?» (и, как правило: «Если нужно, то сколько?»). Издержками при таких расчетах является цена изделия (и, разумеется, другие товары или услуги, которые можно было бы приобрести за те же деньги). Выгода — удовлетворение от приобретения данного изделия. Учитывая отрицательный наклон графика спроса, можно сказать, что критерий издержек и выгод при увеличении цены на изделие будет удовлетворять все меньшее количество потенциальных покупателей.

Анализ рынка с точки зрения продавца проводится на основе графика предложения. Гипотетический график предложения уже знакомого нам рынка омаров представлен на следующем рисунке.

График предложения омаров в Гаинезе

Рис. График предложения омаров в Гаинезе, штат Массачусетс, на 20 июля 1990 г.
Положительный наклон графика предложения отражает тот факт, что при расширении мелкосерийного производства затраты производства имеют тенденцию к увеличению.

Линейный вид конкретного графика (линия SS), так же, как и графиков спроса, отнюдь не свидетельствует о том, что это характерно для всех графиков предложения. Общая черта графиков предложения — их положительный наклон (возрастающие кривые). Чтобы у поставщика возникло желание продать товар, необходимо, чтобы цена товара покрывала расходы на его производство или приобретение. При увеличении количества выпускаемых изделий предельные издержки производства часто возрастают, особенно в условиях мелкосерийного производства. В таком случае расширение производства оказывается прибыльным только при увеличении цен на выпускаемую продукцию.

На рынке омаров причины этого явления вполне очевидны: чем больше омаров поставщики хотят выловить, тем дальше от берега им придется отойти, и, следовательно, тем выше будет цена этого морского продукта.

График предложения можно представить в виде системы пар «цена — количество», которая удовлетворяет продавца. В данном случае термин «удовлетворяет» имеет специальное значение — каждый элемент графика предложения указывает на количество товара, которое продавец готов продать по данной цене. Совершенно очевидно, что он был бы счастлив оценить свой товар еще дороже. Но если бы продавцы были вынуждены продавать товаров больше или меньше того количества, которое соответствует заданной на графике предложения цене, то они бы оказались в затруднительном положении. Если бы, например, цена омаров составляла 4 долл., то продавцы не были бы удовлетворены, продавая в день больше или меньше 2000 омаров.

Аналогично можно интерпретировать и график спроса. Это система пар «цена — количество», которая удовлетворяет покупателя. Термин «удовлетворяет» здесь имеет такое же значение, как и в рассмотренном примере с графиком предложения. Если бы покупатели были вынуждены покупать большее или меньшее количество товара. чем то, которое соответствует данной цене на графике спроса, то они бы сочли, что находятся в весьма затруднительном положении.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)