Эластичность спроса. Факторы влияющие на эластичность спроса
нет комментариев
Эластичность — мера реакции спроса или предложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.
Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.
3 вида эластичности спроса
- ⚡ Эластичность спроса ⚡ по цене: Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_ценыНапример цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:
- 1. Спрос сократится на 5%, тогда:
- Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен.
- 2. Спрос сократится на 10%, тогда:
- Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности.
- 3. Спрос сократился на 15%, тогда:
- Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен.
- Эластичность спроса по доходуКэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей
- Перекрёстная эластичность спросаКэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У
- Для взаимозаменяемых товаров коэффичиент положительный, >1.
- Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.
- Для сопряжённых товаров = 0
Факторы влияющие на эластичность спроса
- Заменимость — чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.
- Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.
- Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).
- Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.