Эластичность спроса. Факторы влияющие на эластичность спроса

Эластичность — мера реакции спроса или предложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.

Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

3 вида эластичности спроса

  1. ⚡ Эластичность спроса ⚡ по цене: Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_ценыНапример цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:
    • 1. Спрос сократится на 5%, тогда:
    • Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен.
    • 2. Спрос сократится на 10%, тогда:
    • Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности.
    • 3. Спрос сократился на 15%, тогда:
    • Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен.
  2. Эластичность спроса по доходуКэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей
  3. Перекрёстная эластичность спросаКэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У
    • Для взаимозаменяемых товаров коэффичиент положительный, >1.
    • Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.
    • Для сопряжённых товаров = 0

Факторы влияющие на эластичность спроса

  1. Заменимость — чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.
  2. Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.
  3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).
  4. Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот.  Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.
Паутинообразная модель Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием. Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода: QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1), где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt). В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели. Возможны три...
Рыночное равновесие спроса и предлодения Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения пре...
Взаимодействие спроса и предложения Ранее мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Графическое изображение взаимодействия спроса и предлож...
Что такое спрос? Закон спроса. Кривая спроса Спрос - отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса. Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса: цена блага; цены других благ; доходы покупателей; общее количество покупателей данного блага; предпочтительные вкусы покупателей; инфляционные ожидания; экономическая политика государства. Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго один...
Специфика регулирования спроса и предложения в АПК Рынок состоит из четырех элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции. Элементы рынка в сельском хозяйстве проявляются под влиянием специфики данной отрасли. На спрос применительно к товару, помимо цены, воздействуют: вкусы, цена на сопряженные товары, доход потребителей, чис­ло покупателей и ожидания. Из пяти названных факторов три последних сказываются на спросе любых видов товара, незави­симо от их характера. Действие остальных факторов примени­тельно к спросу на товары АПК проявляется иначе, чем по дру­гим товарам. Рассмотрим специфику влияния факторов на спрос на эти продукты. Понятие вкуса имеет две смысловые нагрузки. По отношению к одежде, обуви, предметам домашнего обихода, произведениям искусства применяется понятие вкуса эстетического. Эстетическое восприятие продуктов питания также имеет место. Но на первое место здесь выходит вкус био­логический, т.е. ощущения, возникающие при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы в язы­ке человека. Вкус ...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика