Сущность внешних эффектов
В ходе производства и реализации продукта производители несут определённые издержки. В условиях рынка все издержки компенсируются ценой. Однако возникают случаи когда это условие не выполняется:
- благо потребляется без оплаты
- не все издержки включены в цену
Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем. Третьи лица могут нести дополнительные издержки или получать выгоду. В этом случае рыночная цена не способна передать достоверную информацию о товаре.
Результатом внешних эффектов является не эффективное расходование ресурсов и не объективное ценообразование.
Внешний эффект (экстерналия) — это издержки или выгоды от рыночных сделок не отражённые в цене блага, которые воздействуют на третьих лиц.
Основные черты:
- Сказываются на благосостоянии третьих лиц.
- Создание или потребление внешнего эффекта не оплачивается.
Различают частные, внешние и общественные издержки:
- Частные издержки — затраты производителя, которые включаются в цену.
- Внешние издержки — это затраты третьих лиц.
- Общественные издержки — сумма частных и внешних издержек.
Различают частные, внешние и общественные выгоды:
- Частные выгоды — полезность для данного потребителя.
- Внешние выгоды — полезность для третьих лиц.
- Общественные выгоды — сумма частных и внешних выгод.