Сущность внешних эффектов

В ходе производства и реализации продукта производители несут определённые издержки. В условиях рынка все издержки компенсируются ценой. Однако возникают случаи когда это условие не выполняется:

  1. благо потребляется без оплаты
  2. не все издержки включены в цену

Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем. Третьи лица могут нести дополнительные издержки или получать выгоду. В этом случае рыночная цена не способна передать достоверную информацию о товаре.

Результатом внешних эффектов является не эффективное расходование ресурсов и не объективное ценообразование.

Внешний эффект (экстерналия) — это издержки или выгоды от рыночных сделок не отражённые в цене блага, которые воздействуют на третьих лиц.

Основные черты:

  1. Сказываются на благосостоянии третьих лиц.
  2. Создание или потребление внешнего эффекта не оплачивается.

Различают частные, внешние и общественные издержки:

  • Частные издержки — затраты производителя, которые включаются в цену.
  • Внешние издержки — это затраты третьих лиц.
  • Общественные издержки — сумма частных и внешних издержек.

Различают частные, внешние и общественные выгоды:

  • Частные выгоды — полезность для данного потребителя.
  • Внешние выгоды — полезность для третьих лиц.
  • Общественные выгоды — сумма частных и внешних выгод.
Издержки производства и их стоимостная оценка При переходе экономики республики к рыночным отноше­ниям особую роль приобретает стоимостная оценка издержек производства. Решающим критерием результативности фун­кционирования рыночного механизма саморегулирования в ко­нечном счете является снижение затрат на производство и реа­лизацию продукции, так как успех производителя (наряду с объемами продаж и уровнем цен) определяется также и конку­рентоспособностью продукции по себестоимости. Поэтому пока­затель себестоимости в новых условиях хозяйствования сохра­няет важное значение как присущий рыночным механизмам компонент, инструмент управления затратами производства на предприятии. Себестоимость промышленной продукции является объек­тивной экономической категорией, характеризующей выра­женные в денежной форме текущие затраты предприятий, свя­занные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее про­изводство и реали...
Понятие издержек производства и себестоимости продукции Производство связано с потреблением различных ресурсов. Издержки – это совокупность потребленных и перенесенных на продукцию ресурсов Себестоимость продукции – это затраты предприятия на производство продукции. Различают общественные и индивидуальные издержки: Общественные издержки – совокупность затрат общества на производство конкретного вида продукции. Эти издержки составляют стоимость продукции. Индивидуальные издержки – это затраты на производство отдельного предприятия. В процессе производства используют различные ресурсы. Различают: Покупные ресурсы – включаются в себестоимость товарной продукции по цене реализации. Собственные ресурсы – включаются в себестоимость товарной продукции по себестоимости, т.е. по затратам пошедшим на их производство. ...
Эффект масштаба производства В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства. Оказывается, изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам. Соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают: положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X) постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X) отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства,F(aX) > aF(X) . Характер действия эффекта масштаба обусловлен: не действием закона убыва...
Экономические внешние эффекты в примерах Неизбежный побочный продукт производственного процесса целлюлозно-бумажных комбинатов — химическое соединение, называемое диоксидом. Ученые полагают, что, попадая в окружающую среду, диоксид увеличивает вероятность заболевания раком, врожденных дефектов, приводит к возникновению других проблем. Является ли связанное с производством бумаги загрязнение диоксидом окружающей среды общественной проблемой? Если Вы рассмотрите рыночное распределение ограниченных ресурсов с помощью сил спроса и предложения, то убедитесь, что при равновесии спроса и предложения ресурсы обычно распределяются эффективно. «Невидимая рука» рынка приводит покупателей и продавцов, преследующих исключительно личные цели, на рынок, где и максимизируются общие выгоды, получаемые обществом. Этот взгляд основан на одном из Десяти принципов экономической теории: обычно рынок — хороший способ организации экономической деятельности. Должны ли мы сделать вывод о том, что именно «невидимая рука рынка» не позволяет фирмам, д...
Внешние эффекты в экономике: положительные и отрицательные Сущность внешних эффектов (экстерналий) Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект. Если разделить предельные социальные выгоды () и предельные частные выгоды (), а также предельные социальные издержки () и предельные частные издержки (). то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды тре...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика