Занятость населения. Понятие и виды занятости
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
В соответствии с Конституцией гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. При этом принуждение к труду (в какой бы то ни было форме) не допускается. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности.
Занятыми считаются граждане:
- работающие по найму;
- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу;
- обучающиеся.
Различают несколько категорий занятости: полную, продуктивную, рациональную, эффективную.
Занятость называют полной, если все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. Полная занятость предполагает отсутствие циклической безработицы, но наличие её естественного уровня, который включает в себя фрикционную и структурную безработицу. (О видах безработицы см. п. 2.3. настоящего пособия)
Продуктивная занятость — занятость в общественном производстве, т.е. производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет в конечном счете уровень и качество жизни населения.
Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к общей занятости населения.
Эффективная занятость — использование занятой рабочей силы без потерь, когда получается наибольший материальный результат.
Три основных принципа обеспечения занятости в период перехода к рынку
Первый принцип — добровольность и непринудительность труда:
- приоритетное право выбора между участием и неучастием в общественном труде должно принадлежать самому человеку;
- сферу общественного труда в демократическом обществе надо рассматривать как одну из равноправных сфер общественно полезной деятельности — воспитание детей, организация досуга, учеба, ведение домашнего хозяйства и т.п.
Можно заниматься любого рода трудовой деятельностью. Допустима только одна причина пресечения деятельности — незаконный источник средств существования.
Второй принцип — работать там и столько, где и сколько это необ-ходимо самому человеку. В соответствии с этим принципом используются различные формы занятости — постоянная, частичная, временная, эпизодическая, совместительство, гибкие графики организации работы и др.
Третий принцип — свобода выбора географического места труда. Объективные ограничения этого принципа существовали всегда.
Если человек планирует стать кооператором или фермером или за-няться индивидуальной трудовой деятельностью, общество не должно чинить ему правовых препятствий. Однако станет ли он тем же фермером, будет зависеть от личных качеств претендента и от того, существует ли в этом потребность общества.
Занятость населения — не только стремление к самовыражению, но и суровая необходимость обеспечить себе элементарные блага. Стоит только прервать работу — можно подвергнуться риску необеспеченной старости, лишиться очереди на жилье, потерять другие блага.
Предпосылки к достижению эффективной занятости — свобода выбора рода занятий, свобода выбора места работы и жительства, отмена всякого рода административных ограничений трудовой мобильности, предоставление гарантий трудоустройства в соответствии с законодательством о труде.
Решению вопросов занятости населения будет способствовать про-ведение приватизации части государственной собственности, реализация принципа равенства форм собственности, отмена прописки и устранение препятствий для свободного передвижения рабочей силы, создание рынков жилья на основе его приватизации, создание хорошо работающей системы найма рабочей силы, отладка вопросов переквалификации и освоения новых необходимых для общества профессий и специальностей и некоторые другие меры.
Страны как правило координируют свои действия с Международной организацией труда (МОТ). МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, сельском хозяйстве, на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса. Очевидно, что формирование современного рынка труда у нас в стране невозможно без освоения общепринятых в мире норм и стандартов трудовых отношений. Поэтому представляется особенно важным, чтобы законы, принимаемые сейчас для регулирования трудовых отношений, учитывали международные нормы.
Государственная политика в области занятости населения основана на следующих принципах:
- обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение развития их способностей к производительному и творческому труду;
- добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;
- активное содействие занятости и предотвращение безработицы;
- обеспечение социальной защиты в области занятости;
- сочетание самостоятельности местных органов власти с централизованными мероприятиями по решению важнейших проблем занятости;
- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) работодателей в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Украины за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.
Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости.
Государственные республиканская и региональная программа занятости предусматривают:
- увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;
- меры содействия занятости населения в сельской местности;
- обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста;
- совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения; повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
- создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;
- совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы;
- содействие добровольному переселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.
Решение вопросов, связанных с занятостью, одной Украине весьма трудно. Государства СНГ, несмотря на провозглашенную независимость, имеют разнообразные жизненные связи, которые складывались на протяжении столетий. Поэтому в государственной политике занятости населения Украины существенное место занимает ее международный аспект и особенно согласованные действия по решению рассматриваемых проблем между странами СНГ и особенно с Россией.
Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. На республиканском и местном уровнях созданы координационные комитеты содействия занятости населения для выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения из представителей, рекомендуемых профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, органами службы занятости и общественными ассоциациями. Организацию и порядок работы этих комитетов определяют представленные стороны. Кроме того, местным органам власти дано право выдавать лицензии на деятельность негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан.
Служба занятости населения
Для реализации политики занятости создана Республиканская служба занятости. В автономный республиках, областях и регионах образованы центры занятости населения.
В составе государственной службы занятости создана инспекция, осуществляющая контроль над исполнением государственными и общественными организациями, предприятиями и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.
Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом, допускается по лицензиям.
В обязанности службы занятости входят:
- анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда;
- учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
- консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
- оказание услуг по трудоустройству;
- регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий;
- организация разработки программ занятости населения;
- содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения;
- организация профессионального обучения и переобучения граждан.
Службы занятости имеют следующие права:
запрашивать ото всех организаций информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;
- направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудоустройства;
- разрабатывать и выносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
- направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
- распоряжаться средствами, выделяемыми государством на обеспечение занятости;
- оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
- выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.
Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.
Для обеспечения эффективно действующего механизма реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего областными (городскими, районными) центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.