Конспект экономиста:)

Меню

Инновационная деятельность в банковском секторе Республики Беларусь

нет комментариев

Инновационная деятельность коммерческих банков является самым действенным стимулом, обеспечивающим высокий уровень качества активов, доходности банковских продуктов, их конкурентоспособность. Природа инновационной деятельности раскрывает сущность финансовых инструментов в управлении банками. Применительно к банковскому сектору существует несколько определений инновации:

  • результат деятельности банка, направленный на получение дополнительных доходов и конкурентных преимуществ в процессе создания, формирования, размещения ресурсов при помощи нововведений, позволяющих клиентам банка получать прибыль [1, c. 24].
  • создание более качественного банковского продукта, либо нового продукта, удовлетворяющего неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта [2].

По нашему мнению, при таких подходах спектр банковских инноваций необоснованно расширяется. Для привлечения клиентов банки видоизменяют набор предлагаемых срочных вкладов. Появляются отдельные «изюминки» в традиционных вкладах банков, – броские названия, дополнительные возможности. Такие видоизменения банковских продуктов не являются инновациями, хотя с их помощью можно добиться роста клиентской базы, увеличения доли на рынке. Так, анализируя различные точки зрения понятия «инновации» применительно к банковской сфере определим их как: «доведенные до клиентов и принятые ими новые или кардинально видоизмененные услуги, продукты, внедренные в банковский процесс современные технологии, в том числе и инфокоммуникационные, позволяющие получить экономический или социальный эффект».

Согласно определению, к банковским инновациям отнесем появление новой банковской услуги; кардинальная модернизация имеющегося банковского продукта, используя который клиент получит более привлекательную банковскую услугу; использование новых приемов, инфокоммуникационных технологий при совершении банковских операций.

В соответствии со Стратегией развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. основными направлениями инновационной банковской деятельности являются развитие форм дистанционного банковского обслуживания (ДБО): интернет-банкинга, мобильного банкинга, а так-же применение облачных структур хранения данных в банке [3].

В последние годы среди новейших технологий в банковской сфере выделяют:

  • API (Application programming interface) — интерфейс прикладного программирования, набор классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых разработчиками для использования во внешних программных продуктах. С его помощью создают и настраивают на сайте или в программе собственную систему авторизации пользователей с использованием одноразовых паролей, которые передаются SMS-сообщениями.
  • NFC (Near fi eld communication) — технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, обеспечивающая обмен данными между устройствами. Лидерами мобильных платежей являются Apple, Google, Samsung с системами Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay. Система Samsung Pay использует технологию, позволяющую мобильному устройству имитировать обычную карточку. В новые версии операционной системы Android встроен API электронного кошелька, который создает приложения, предоставляющие пользователю возможность совершать мобильные платежи в сети Интернет.
  • HCE (Host-based Card Emulation) — технология эмуляции карточек с микропроцессором на мобильном устройстве, которая с технологией NFC позволяет осуществлять мобильные бесконтактные платежи без физического использования карточки.
  • провайдер Р2Р — организация, которая в режиме реального времени в сети Интернет посредством разнообразных платформ кредитования и инструментов проверки кредитоспособности предоставляет услуги оформления кредитов и депозитов без привлечения традиционного финансового посредника (банка или НКФО).

Появление в финансовой сфере новых сервисов во многом изменяет парадигму развития банковской системы. Банкам сейчас необходимо учитывать современные тенденции, искать инновационные подходы, интегрироваться с другими продуктами и сервисами, в том числе небанковскими. Развитие технологий обеспечивает возможность получения клиентами круглосуточного доступа к большому объему разнообразной информации.

Авторы: Асипенко Н. С., Самусева Ю. А., студ. II к. БГЭУ, науч. рук. Акинфина М. А., канд. физ.-мат. наук, доц.

Литература

  1. Замышляева, К. В. Повышение конкурентоспособности банковской сферы Российской Федерации на основе технологических инноваций: автореф. канд. экон. наук: 08.01.10 / К. В. Замышляева; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2009. — 24 с.
  2. Викулов, В. С. Типология банковских инноваций / В. С. Викулов // Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. — 2004. — № 6. — Режим доступа : http://www.fi nman.ru/artickles/2004/6/3418.html. — Дата доступа : 18.04.2016.
  3. Об одобрении Стратегии развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 19 июня 2007 г., № 285 // Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа : http://www.nbrb.by/Legislation/documents/DigitalBankingStrategy2016.pdf. — Дата доступа : 18.04.2016.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)