О субъектах социального партнерства в сфере труда

Как свидетельствует мировой опыт, организационно-правовые формы социального партнерства, несмотря на их национальное своеобразие, в конечном счете, служат целям взаимодействия трех сил, участвующих в коллективных трудовых отношениях: профсоюзов (объединений профсоюзов), нанимателей (объединений нанимателей) и государственных органов. Белорусский законодатель в определении субъектов социального партнерства следует именно этой модели [1].

Однако, если проанализировать ряд нормативных правовых актов в исследуемой сфере, можно заметить некоторое противоречие в определении субъектов социального партнерства в сфере труда. Так, согласно статье 352 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) субъектами социального партнерства выступают органы государственного управления, объединения нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работника, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы [2].

Аналогичные, по сути, субъекты закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 [3]. Вместе с тем, дается более широкое и объемное понятие субъектов социального партнерства на республиканском, отраслевом, местном уровнях и на уровне организации.

Также следует отметить, что Концепция развития социального партнерства в Республики Беларусь к субъектам (сторонам) социального партнерства относит наемных работников, нанимателей и органы государственного управления (п. 2.3). Разделяем мнение К. Л. Томашевского в том, что «субъектов социального партнерства не следует смешивать с их представителями, которые в общем виде (кроме представителей государства) называются в статьях 354 и 355 ТК, а более полно и конкретизировано — в п. 2.3 вышеуказанной Концепции» [4, с. 121]. Таким образом, очевидно выделение следующих субъектов социального партнерства: профессиональные союзы, объединения нанимателей и органы государственного управления.

Часть 1 статьи 354 ТК предусматривает, что представлять в отношениях социального партнерства работников могут только следующие их представители:

  1. профессиональные союзы;
  2. иные представительные органы работников.

Часть 1 статьи 355 ТК закрепляет возможность представления интересов нанимателя на уровне организации. Представителями могут выступать:

  1. руководитель организации;
  2. лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами.

В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов, развития социального партнерства с профсоюзами и государственными органами наниматели вправе создавать объединения нанимателей (республиканские, отраслевые, территориальные).

Необходимо отметить, что определение понятия «субъекты социального партнерства» отсутствует в Трудовом кодексе Республики Беларусь. По мнению автора, в настоящее время назрела необходимость закрепления данного понятия в законодательстве нашей стране в силу значимости и важности данного правового института, регулирующего общественные отношения в сфере труда.

Таким образом, проведенный анализ правовой природы субъектов социального партнерства позволяет говорить о том, что законодателю при совершенствовании правовых норм трудового законодательства стоит определить и выделить круг таких субъектов, а также разграничить понятия «субъекты социального партнерства» и «представители субъектов социального партнерства».

Необходимость дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования в исследуемой сфере в целях устранения содержащихся в них пробелов и коллизий очевидна, что отразиться, в конечном итоге, на эффективности правоприменении трудового законодательства в Республике Беларусь.

Авторы: Савко В. В., магистрант ГрГУ им. Я. Купалы, науч. рук. Авдей А. Г., канд. юр. наук, доц.

Литература

  1. Смирнов, Ю. П. Коллективные трудовые правоотношения / Ю. П. Смирнов, Н. Г. Юркевич // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
  3. О развитии социального партнерства в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.07.1995 г., № 278: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 17.05.2007// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
  4. Томашевский, К. Л. Актуальные проблемы трудового права: учебно-методический комплекс / К. Л. Томашевский. — Минск : Амалфея, 2012. — 231 с
Информационные технологии для повышения эффективности управления бизнес процессами организации По мнению экспертов, регулярно проводить совершенствование бизнеспроцессов в компании необходимо, в виду нескольких причин: показатели большинства бизнес-процессов компании со временем имеют тенденцию снижаться, если их не поддерживать; не нужно забывать о том, что конкуренты предпринимают действия по совершенствованию своей деятельности. Таким образом, не уделяя должного внимания совершенствованию своих бизнес-процессов, у компании есть огромный риск потерять позиции на рынке; ожидания потребителей все время растут, клиенты становятся все требовательнее к качеству продукции, услуг и обслуживанию. Для сохранения лояльности потребителей недостаточно просто удовлетворять их требования, так как конкуренты способны перехватить клиента, снизив цену на товар или услугу . Рассмотрим технологии, с применением которых могут быть созданы эффективные системы управления предприятием. Наименование данных технологий — MRP, MRP II и ERP. Способы или подходы MRP, MRP II и ERP — это форма...
Занятость населения Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). В соответствии с Конституцией Украины гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. При этом принуждение к труду (в какой бы то ни было форме) не допускается. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности. Согласно с Законом Украины «О занятости» занятыми считаются граждане: работающие по найму; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации; самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу; обучающиеся. ...
Работа. Зачем мы ее делаем? «Помни,  время  - это деньги. Тот, кто своим трудом зарабатывает  в  день  10 шиллингов  и  уезжает  за границу или просто сидит без дела  полдня,  хоть  и тратит на свои развлечения или лень всего лишь 6 пенсов (полшиллинга), пусть не  считает,  что это его единственные расходы; на самом деле,  он  потратил, точнее,  выбросил на ветер, еще пять шиллингов». Так поучал  своих  читателей Бенжамин Франклин в 1736 г., когда розовые лучи восхода Промышленной революции лишь начинали окрашивать горизонт. Именно под влиянием таких идей Макс Вебер, экономист начала 20 века, пришел к знаменитому выводу, что сердце капитализма это культура труда. Уделяя так много внимания труду, экономика просто полагается на более разумное предположение о том, что люди предпочитают отдых труду, а работают в основном для  того, чтобы получить деньги, на которые они впоследствии купят себе  то, что они хотят, например, еду и жилье или модельную обувь и билеты в кино. Однако  доказательств  существования кул...
Дифференциация вознаграждения за труд Отношения между работодателями и трудящимися по оплате их рабочей силы являются чисто экономическими: они исходят из законов товарного производства и рынка. Все работники предприятия, как правило, ежедневно трудятся в течение одинакового времени, что обусловлено технологией производства. Почему же в таком случае они получают неодина­ковое вознаграждение? Дело в том, что люди обладают разными физическими и умст­венными способностями и затрачивают труд неодинаковой степе­ни сложности. Более квалифицированный работник за одно и то же время создает большую величину стоимости по сравнению с менее квалифицированным. Кроме того, люди трудятся в произ­водственных условиях, подчас наносящих ущерб их здоровью (работа в ночную смену, в тяжелых и вредных для здоровья усло­виях), что требует компенсации (возмещения) повышенных зат­рат рабочей силы. Тарифная система Различные уровни оплаты труда определяются с помощью та­рифной системы — совокупности нормативов (узаконенных пра­вил, норм), к...
Трудовая теория стоимости Как известно, английские классики политической экономии (У Петти, А. Смит, Д. Рикардо) впервые определили сущность стоимости. Содержание ⚡ трудовой теории стоимости ⚡ можно кратко изло­жить в следующих основных положениях: Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. Стоимость товаров создается общественным трудом произ­водителей. Этот труд является общественным потому, что изгото­витель рыночного продукта создает его для других людей. Стало быть, стоимость — это воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда. А. Смит разъяснял: «Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира; и сто­имость их для тех, кто владеет и кто хочет обменять их на какие-либо новые продукты, в точности равна количеству труда, кото­рое он может ...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика