Интернет как инструмент маркетинга
Следует иметь в виду, что Интернет необходимо рассматривать как один из инструментов для реализации плана маркетинга предприятия, поэтому при формировании маркетинговой стратегии имеет смысл оценить, какая часть пользователей Интернета составит предполагаемую целевую аудиторию.
Реклама в Интернете представляет собой инструмент для создания и поддержания имиджа компании, для продвижения торговой марки на рынке и т.п.
Обеспечение устойчивого, растущего уровня продаж продуктов и услуг компании — владельца сайта является основной целью интернет-маркетинга (сетевого маркетинга, глобального маркетинга). Интернет может реально послужить бизнесу в проведении маркетинговых исследований, информационной поддержке поставщиков и клиентов, обмене коммерческой информацией и создании совместных предприятий.
Известно, что маркетинг представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции, ориентированную на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработка стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению свойств товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и совершенствованию рекламной деятельности по оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширению ассортимента предоставляемых сервисных услуг.
В отличие от пассивной модели маркетинга сетевые технологии позволяют осуществить такое взаимодействие поставщиков и потребителей, при котором последние сами становятся поставщиками (в частности, поставщиками информации о своих потребностях).
Поскольку Интернет представляет собой совершенно новую коммуникационную среду, в отличие от традиционных средств распространения информации, во многих случаях некоторые приемы и средства маркетинга не могут быть применены в их существующей форме.
Например, использование Интернета даёт возможность потенциальным клиентам самостоятельно принимать решение, следует ли им знакомиться с конкретной рекламной информацией.
При работе в среде Интернет фирма, раскрывая и удовлетворяя потребности клиента, должна стремиться также внести свой вклад в разработку новых идей и методов для продвижения продукции.
В новых условиях маркетологам следует сосредоточиться на разработке новых идей и принципов, поскольку «механический» перенос в среду Интернет старых форм, скорее всего, будет малоэффективным.
Весьма важной представляется необходимость разработки удобных и надежных систем взаиморасчёта клиентов и поставщиков с использованием сетевых технологий.
Интернет в определенной степени стирает разницу между большим и малым бизнесом, местными и всемирными корпорациями, сельскохозяйственным и промышленным производством, позволяя проникнуть на рынок практически всем желающим.
Основными клиентами в Интернете являются крупные промышленные предприятия, включая разработчиков высоких технологий, фирмы—производители компьютеров и оргтехники, нефтяные компании, фармацевтические компании, предприятия здравоохранения, финансовые учреждения и др.
В настоящее время множество фирм используют Интернет в целях улучшения качества производства и обслуживания, находя в ряде случаев новые идеи и даже конкретные пути их реализации.
Стратегия поиска конкурентной информации в Интернете охватывает следующие действия:
- изучение аналитических инвестиционных обзоров по конкурентам
- изучение пресс-релизов, публикуемых конкурентами
- сравнительный анализ конкурентов и собственной компании по экономическим и финансовым показателям
- регулярное наблюдение за конкурентами и их продукцией
- изучение тенденций в отрасли
Некоторые компании предоставляют своим клиентам возможность с помощью Интернета не только разместить заказы, но и получить готовый продукт (если это информационные или программные продукты).
На сегодняшний день для большинства предпринимателей в сфере интернет-маркетинга имеются следующие возможности:
- организация маркетинг-сервиса в пределах фирмы и размещение на сервере информации для клиентов и потенциальных партнёров, анонсов, прайс-листов, описаний товара и т.д.
- создание баз данных общего доступа
- создание мультимедийных продуктов и размещение их на серверах
- использование дистрибутивных списков в целях маркетинга
- организация конференц-групп
- анонсирование продукта
Какой бы инструментарий маркетинга ни использовался, надо отдавать себе отчёт в том, что в любом коммерческом предприятии, будь то традиционный магазин или электронный, основным слагаемым успеха является план маркетинга, разработанный и внедренный владельцем компании.
Необходимо уметь представить на рынке товары (услуги) и решить все связанные с этим задачи (сегментирование рынка, определение потребностей клиентов в целевых сегментах и способа продвижения товара, связь с потребителями).