Как воспринимают китайские телезрители информативную и эмоциональную рекламы
Рекламодатели потратили 800 млн долларов на телевизионную рекламу в Гонконге в 1994 году, сообщая потребителям о товарах, их качествах и достоинствах. Значительная часть рекламных обращений была направлена на формирование бренд-имиджа товаров. Насколько эффективными оказались телерекламы в решении главных маркетинговых задач производственных фирм?
На этот вопрос можно получить ответ, если провести тщательный анализ восприятия телезрителями коммерческих реклам. Последние исследования в теории и практике рекламного бизнеса выявили исключительно большую роль характера восприятия рекламы потребителем, а именно: нравится или не нравится данная, конкретная реклама телезрителю. Например, оказалось, что из числа людей, которым очень понравилась реклама бытовых товаров, количество купивших эти товары превысило в два раза количество тех, кто отнесся к рекламе нейтрально.
Исследователи рекламного менеджмента провели специальный анализ для выяснения эффективности двух разных реклам:
- информативной
- эмоциональной
Исследования проводились на основе телевизионных рекламных кампаний различных производственных фирм, национальных и международных, в Гонконге в 1994 году материалом послужили 60 информативных и эмоциональных реклам, передаваемых по телевидению в наиболее удобное время.
Город был выбран не случайно. Гонконг традиционно рассматривался как окно в Китай, а телевизионные передачи из Гонконга принимаются во всем Южном Китае. Поэтому изучение реакции населения города на телевизионные рекламы, по мнению исследователей, могло дать материал для исследования в целом рекламного рынка в Китае. Кроме того, такое исследование имело целью лучше изучить культурологические особенности этого рынка.
Исследователи поставили следующие задачи:
- изучить, как воспринимаются телевизионные коммерческие рекламы китайским потребителем
- сравнить восприятие информативных и эмоциональных реклам
- исследовать взаимосвязь между двумя факторами: восприятием рекламы со стороны потребителя и ее эффективностью для производителя
Анализ полученных данных показал, что китайские телезрители высказали крайне противоположные мнения относительно информативной и эмоциональной реклам. Большая часть зрителей предпочла эмоциональные рекламы. Последние определялись как креативные (творческие), привлекательные и интересные. Информативные рекламы были признаны большинством телезрителей непривлекательными и скучными.
Телезрители склонны были отнести к неинтересным информативным рекламам те, в которых подчеркивались специфические особенности товара или сообщались какие-то малоинтересные детали. К этой же категории информативных потребители отнесли и часть реклам, считающихся в рекламном бизнесе эмоциональными. Это были рекламы, в которых герои телероликов выражали особое удовлетворение купленным товаром.
В рекламах по созданию бренд-имиджа товаров телезрители также предпочли эмоциональные. Это свидетельствует о том, что в рекламном бизнесе возникает необходимость в пересмотре некоторых классических положений. Известно, что формирование бренд-имиджа традиционно осуществляется через информативные рекламы и определяется осознанным восприятием потребителем особенностей той или иной марки товара.
В этом случае целесообразно поставить задачу: какой новый путь найти, чтобы совместить достоинства обоих видов реклам? Можно предложить два решения:
- сделать информационные рекламы более креативными и развлекательными
- придать эмоциональным рекламам некоторый личностный оттенок
Исследование выявило еще один фактор — зависимость эффективности рекламных сообщений от вида восприятия их потребителями. Была выдвинута гипотеза, что эти факторы коррелируют в прямой зависимости: чем больше будет нравиться реклама, тем лучше будет покупаться товар. Гипотеза подтвердилась — 50 % индивидуально опрошенных телезрителей, которым понравилась реклама товара, подтвердили факт его покупки.
На основе полученных данных исследователи сделали также вывод о том, что знание рекламодателем отзыва о своей рекламе может помочь ему в последующей рекламной деятельности, овладении приемами ее эффективного управления.
В рекламу следует внести больше элементов творчества и развлекательности. Она должна быть интересной и живой, с активными и динамичными сценами и актерами.