Паблик рилейшнз
Гласность и связи с общественностью — два важнейших метода деятельности фирмы в области продвижения и сбыта товара. Они входят отдельным звеном в разрабатываемую менеджментом организации программу содействия продажам товара и по своей значимости идут сразу за рекламой.
Гласность
Термин «гласность» означает информационную акцию фирмы, рекламирующую ее саму, ее товар или то и другое, при этом не оплачиваемую этой организацией. Существуют две формы таких коммуникативных действий фирмы:
- обезличенная информация — рассказ о фирме в СМИ
- положительный (хвалебный) отзыв о фирме, ее товарах, содержащийся в речи выступающего на каком-либо мероприятии или лица, у которого берут интервью
Руководство организации может использовать метод гласности (заявки о себе) как средство, способствующее быстрейшему ознакомлению покупательской аудитории с ее новыми товарами. Фирма может сделать достоянием гласности также свою новую политику, например в области производства или ценообразования, свои успехи в деятельности по охране окружающей среды. Часто целью гласности является опровержение появившихся в печати или в других средствах массовой информации негативных или компрометирующих организацию материалов.
Связи с общественностью
Гласность является частью более широкого понятия «связи с общественностью». Это целая система информационно-рекламных действий менеджмента организации, имеющих своей целью воздействие на отношения различных групп общества к фирме. Цель эта достигается, если решаются две задачи:
- фирма устанавливает хорошие контакты с общественностью
- фирме удается создать позитивный имидж в глазах общественности
Понятие «общественность» может одновременно включать в себя различные группы людей. Это будут покупатели, владельцы акций фирмы, ее служащие, общественные союзы, правительственные органы, экологи и др.
Гласность, связи с общественностью, реклама — пересекающиеся понятия. Однако их можно и дифференцировать.
Связи с общественностью — это область деятельности менеджмента фирмы по достижению стратегической цели организации — формированию имиджа фирмы (ее товара). Гласность — это главный тактический прием в стратегии паблик рилейшнз. Например, фирма поставила стратегическую цель в своих взаимоотношениях с общественностью — установить хорошие контакты с местными экологами. Менеджеры, занимающиеся разработкой эффективных методов гласности, могут избрать в качестве тактических приемов публикации в СМИ небольших рассказов-сообщений о том, что полезного делает фирма.