Конспект экономиста:)

Меню

Музыкальная индустрия и скрытая реклама

нет комментариев

Существует множество версий относительно того, когда на­чалось использование скрытой рекламы в музыке. Один из самых ранних примеров — песня 1908 года «Take me out to the Ball Game», ставшая классической в США, одной из самых любимых американцами. В детской песне бейсбольных болельщиков упоминается бренд Cracker Jack, уже более ста лет выпус­кающий карамель, попкорн и орешки, поедание которых традиционно сопровождает спортивные и зрелищные меро­приятия, о чем и поется в песне:

Take me out to the ball game,
Take me out with the crowd.
Buy me some peanuts and Cracker Jack,
I don’t care if I never get back,
Let me root, root, root for the heme team,
If they don’t win it’s a shame.
For it’s one, two, three strikes, you’re out,
At the old ball game.

Другой пример размещения скрытой рекламы в ставшем классикой музыкальном произведении — песня группы F.agles 1976 года «Hotel California». Упоминание Mercedes-Benz придает лирической песне, об истинном смысле кото­рой существует множество версий, классовый колорит:

…Her mind is definitely twisted
Shes’s got the Mercedes-Benz
She’s got a lot of pretty, pretty boys
That she calls friends…

В последние двадцать лет рекордсменами по скрытой рекламе в песнях остаются американские рэпперы. В их песнях упоминается огромное количество брендов, но почти во всех случаях факт заказной рекламы либо отрицается исполнителем, либо выдвигается версия, что в финансовые отношения музыкант и продвигаемая компа­ния вступили только после того, как успех песни стал очевидным.

Между тем в США появилось несколько маркетинговых агентств, специализирующихся на скрытой рекламе в музыке, и работа по продвижению брендов в шоу-бизнесе идет полным ходом.

Об этом говорят результаты исследования, проведенного рекламным агентством Agenda, заинтересовавшимся подсчетом упоминаний брендов в американской современной музыке. Программа American Brandstand позволила подсчитать, что из 105 проанализированных в 2004 году песен в 42 обнаружилось упоминание хотя бы одного бренда.

Из музыкальных жанров больше всего тяготеет к скрытой рекламе хип-хоп. Рэпперы до сих пор остаются лидерами скрытой рекламы в музыке, способными формировать потребительское поведение у своих поклонников. Одним из основателей скрытой рекламы в музыкальных произведениях можно считать группу Run D.M.C., которой первой удалось получить серьезный контракт на продвижение коммерческого бренда в своем творчестве. Композиция My Adidas из мультиплатинового альбома Raisim & Hell группы Run D.M.С. всячески воспевала кроссовки Adidas.

На концерте в 1986 году в Madison Square Garden группа Run устроила настоящее феерическое шоу в честь Adidas. Музыканты призвали всех фанатов снять свои «адидасы» и подбрасывать их к потолку. Run создала моду на кроссовки Adidas, которые стали, так же как и они, носить без шнурком и их многочисленные фанаты, воплощая моду стиля хип-хоп. Песня My Adidas всячески восхваляет кроссовки, рас­сказывая о том, где и как они выручают их хозяина.

Джозеф Саймоне — лидер трио — сделал эту песню поч­ти молитвой, или сурой, или заговором. Он словно за­клинал своих поклонников, повторяя снова и снова, вбивая в их головы бренд Adidas:

Мы классная команда с моим Адидасом,
Мы вместе тусуемся и рифмуем.
Мы не будем раздражаться, если наденем их
в плохую погоду,

Мой Адидас…
Мой Адидас…
Мой Адидас…

Я не выиграл кроссовки, я купил их на улице,
У них есть задний шов.
Молокосос пытался украсть их, но я поймал его
и помешал.
Теперь я иду по улице и пританцовываю.
В Ли и адидасах на ногах.

Мой Адидас…
Мой Адидас…
Мой Адидас…

В оригинале слова песни звучат так:

Walk through concert doors
And roam all over coliseum floors
When I step onstage at Live Aid
All the people gaped and the poor got paid
And out of speakers I did speak
I wore my sneakers but I’m not a sneak
My Adidas cuts the sand of a foreign land
With mic in hand I cold took command
My Adidas and me both askin P
We make a mean team my Adidas and me
We get around together, rhyme forever
And we won’t be mad when worn in bad weather

My Adidas…
My Adidas…
My Adidas..

Standin on 2 Fifth St.
Funky fresh and yes cold on my feet
With no shoe string in em, I did not win em
I bought ’em of the ave. with the back seam in ’em
I like to sport em that’s why I bought em
A sucker tried to steal em so I caught em and I thwart em
And I walk down the street and I bop to the beat
With Lee on my legs and Adidas on my feet
So now I’m just standin here shootin’ the gift
Me and D and my Adidas standing on 2 Fifth

My Adidas…
My Adidas…

Рассел Саймоне — брат Джозефа Саймонса, лидера трио — предусмотрительно пригласил на концерт предста­вителей компании Adidas. После увиденного шоу рэпперам был предложен полуторамиллионный контракт за продви­жение бренда Adidas и даже выпущена модель с их логоти­пом. Кроссовки Adidas стали неотъемлемой частью имиджа рэпперов из Run D.M.C., а также всех их поклонников.

My Adidas соединила в образе рэппера кроссовки Adi­das и джинсы Lee. Интересно, что коммерческое развитие получили контакты группы только с производителем крос­совок.

Современным рэпперам, таким как Jay-Z например, уда­ется интегрировать в свое творчество сразу много брендов. Несмотря на отсутствие официальных данных об оплате этих проектов, есть все основания полагать, что эти упоми­нания оплачены. Современные рэпперы не стоят на месте и постоянно расширяют списки продвигаемых марок. В пес­нях Jay-Z упоминается широкий спектр брендов: Mercedes-Benz, Rollex, Chloe, Range Rover, Nike, Motorola, Versace и со ственная линия одежды Roca-wear. У всех ведущих рэппе­ров появились свои линии одежды, которые они активно продвигают как своим внешним видом, так и своим творче­ством.

Скрытая реклама в хип-хопе потенциально представля­ет собой мощнейший коммуникационный инструмент, по­тому что рэпперы являются частью субкультуры. Большин­ство из них выросло в Бронксе, и они до сих пор несут в мир культуру этого «черного» района Нью-Йорка. Они вся­чески подчеркивают свое происхождение из низов, даже разбогатев, имитируют стиль и вкус своих поклонников, до сих пор тусующихся в Бронксе и Бруклине. Именно поэто­му рэпперы остаются «своими» для поклонников и пользуются у них авторитетом. Если рэпперский исполнитель за­пускает свою линию одежды, как это сделали P. Diddy, Busta Rhymes, 50 Cent, Jay-Z, Snoop Dog, то он сам носит ее, а вслед за ним это делают и поклонники. Так же успешно исполнители хип-хопа продвигают и другие товары, многие класса Luxe, в частности алкогольные напитки, автомобили, украшения. Рэппер может с легкостью манипулировать сво­ей субкультурой, являясь бесспорным объектом для подра­жания. Именно поэтому хип-хоп становится самым попу­лярным и востребованным жанром для скрытой рекламы.

Вторым значимым в мире хип-хопа примером скрытой рекламы, изначально выполненным на бескорыстной осно­ве (это по заявлению исполнителей), стала композиция Busta Rhymes и P. Diddy Pass the Courvoisier. Исполните­ли полностью отрицали факт коммерческих отношений с компанией Allied Domecq, продающей бренд Courvoisier, объясняя факт появления этой композиции исключительно любовью к этому коньяку. Несмотря на отсутствие офици­ального заявления о наличии скрытой рекламы в композиции, в прессу попадала информация, что представители компании связывались с посреднической маркетинговой фирмой по вопросам выхода этой композиции с целью ожив­ления образа коньяка. Однако все это до сих пор остается слухами. Но союз музыкантов и коньячного бренда в любом случае оказался полезен как музыкантам, так и коньяку.

Видеоклип получил очень высокие ротации на BET и MTV, а продажи коньяка значительно поднялись.

Этот проект подтверждает распространенную в шоу-биз­несе схему размещения скрытой рекламы, когда музыканты воспевают бренд в надежде получить контракт от продви­гаемой компании.

Молодые рэпперы также постоянно оказываются заме­ченными в продвижении широкого спектра товаров. Один из лидеров по скрытой рекламе — Eminem, продвигающий в песнях даже Таmрах. Четырнадцатилетняя исполнитель­ница DaHv продвигает Starbucks в своей последней песне Suburbia/Disturbia.

Рэпперы начали искать профессиональные маркетинго­вые подходы к соединению своего творчества с интересами производителей товаров и услуг. Так, легендарный Рассел Саймоне, сумевший продвинуть песню своего брата My Adidas и заключить контракт на $1,5 млн между группой Run D.M.C. и фирмой Adidas, основал компанию Island Def Jam Music Group, ведущую переговоры по размещению рекламы в му­зыке. Другая компания, также занимающаяся скрытой рекламой в музыке чернокожих исполнителей — PASS, — со­единяет интересы таких музыкантов, как, например, Jay-Z, и потенциальных рекламодателей.

По данным исследования American Brandstand, проведен­ного рекламным агентством Agenda, в 2004 году рэпперы чаще всего упоминали в своих песнях автомобили Cadillac, Mercedes-Benz, Rolls-Royce, коньяк Hennessy, фирму Gucci. Но контент  музыкальной скрытой рекламы постоянно ме­няется, отражая смену настроений и моды среди рэпперских поклонников. Другая тенденция — приобретение музыкан­тами собственных торговых марок и фирм, производящих, например, одежду или алкоголь, что тут же отражается в текстах и речитативах.

В июле 2007 года мегапопулярная певица Fergie стала первой исполнительницей, официально объявившей о раз­мещении рекламы в своих песнях. Американская корпорация — производитель модной одежды Candle’s — за­ключила с Fergie контракт на $3,7 млн за включение певицей одежды Candie’s в свое творчество. Fergie будет не только интегрировать одежду Candie’s в свою музыку, но и появ­ляться в ней в клипах и в телевизионной рекламе.

Однако корпорация не получила прав на формирование или модификацию творческого репертуара Fergie. По сло­вам представителя звукозаписывающей компании певицы, реклама в песнях станет новым способом получе­ния прибыли в тяжелые для шоу-бизнеса времена, когда продажи дисков значительно снизились.

В шоу-бизнесе рекламные послания интегрируются не только в тексты песен, но и в видеоряд музыкальных клипов. Так, в клипе Стинга на песню Desert Rose активно демонстриру­ется машина Jaguar и видеокамера Sony handycam.

Компания Walt Disney остается одним из лидеров по раз­мещению музыкальной рекламы. В ее распоряже­нии находятся радио Disney, телевидение, тематические пар­ки, сети розничной торговли, звукозаписывающая студия и проект Radio Disney Incubator, выпускающие в шоу-бизнес новых исполнителей. Все эти мировые ресурсы во много раз превосходят возможности MTV и любого радио, чем ак­тивно пользуются компании.

Однако не всем музыкантам удается получить компенса­цию за затраченные усилия по продвижению брендов. Мно­гие остаются полностью разочарованы, когда, например, ви­но-водочные компании присылают исполнителям несколь­ко ящиков коньяка и просят упомянуть их бренд в своих песнях. Dr. Dre protege Xzibit гордо заявляет о том, что ниче­го не получает от компании Hennessy за татуировку в виде логотипа компании на своей руке. По его словам, фирма предлагает музыкантам жалкие подачки в виде бутылок конь­яка в обмен на продвижение. А он носит эту татуировку только потому, что действительно любит этот коньяк.
Особенность рекламы в шоу-бизнесе в том и за­ключается, что многие случаи продвижения брендов происходят исключительно по инициативе музыкантов. Именно такой подход характерен для российского шоу-бизнеса, где пока не известно ни одного случая оплаченной скрытой рекламы.

Александр Васильев из группы «Сплин» продвигает же­вательную резинку Orbit в песне «Орбит без сахара». Из­вестно, что музыкант не получал денежной компенсации от компании-производителя:

Она жует свой «Orbit» без сахара
И вспоминает всех, о ком плакала.
Она жует свой «Orbit» без сахара
И ненавидит всех, о ком плакала.

Песня Земфиры «Девочка-скандал» упоминает мировой модный бренд, но тоже, по всей видимости, из творческой потребности певицы:

Алло,
Я девочка-скандал, девочка-воздух.
Мое KENZO-сандал наш с тобой birthday.
Во мне, девочке-звезде, не скучали бы сестры.
Но там решено, все такие же звезды.
Свесив, болтали ботинками,
Взвесив, болтали корзинками.
Кто мне сказал: не получится.
Если мне хочется — сбудется.

«Би-2» продвигает плеер Walkman фирмы Soni:

Ждать перемен удобный случай.
На выбор Walkman, иди и слушай,
Как тонет сердце на дне чужих историй,
Падает с неба звезда и гаснет в море.

Это делала и певица Dido:

Honey, I’m writin’ from D.C., feelin’ queasy
Stayin’ healthy on the road isn’t easy
The TM recommend Sanatogen
Not one of them could resist takin’ the piss
I miss you like a lock in the door what’s more
I go to sleep with my Walkman ‘cos half the crew snore…

 

«Черный бумер» Сереги также не получил материальной компенсации от автоконцерна BMW, несмотря на ротации на MTV и на первые места в хит-парадах.

Реклама в песнях, так же как и другие ви­ды размещения, в России не регламентированы Законом «О рекламе», поэтому теоретически это направление может ожидать большое будущее. Данная рекламная технология очень эффективна для быстрого достижения целевой ауди­тории. Психологический эффект воздействия музыкальной скрытой рекламы огромен, так как звезды шоу-бизнеса являются культовыми Героями для своих поклонников. Му­зыкальная реклама, в отличие от прямой рекла­мы, также обеспечивает долгую жизнь рекламному проекту, так как ротации клипов на телевидении могут длиться года­ми, равно как хорошая песня будет жить на диске, повторяя раз за разом интегрированные в нее рекламные послания.

Однако российские производители товаров и услуг пока очень осторожны в отношении музыкальной скрытой рекламы и не стремятся, в отличие от западных компаний, размещать информацию в песнях.

Уловив, безусловно, перспективные тенденции рекламы в музыкальных произведениях, политики, в част­ности вездесущий Владимир Вольфович Жириновский, про­двигают политические бренды. Для своих избирателей Жи­риновский выпустил CD и аудиокассету, где сам и поет для них, а также внедряет бренды «Жириновский», «ЛДПР», свои идеи и прямые рекомендации «пойти и проголосовать за ЛДПР» в тексты песен. «Гимн Жириновскому» является примером политической рекламы, работающего на главную маркетинговую цель избирательной кампании Владимира Вольфовича — получить лояльность «перелет­ного электората» и удержать приверженность своих изби­рателей.

Трудно удержаться, чтобы не процитировать текст «Гим­на Жириновскому», в который талантливо интегрирована политическая реклама .

Гимн Жириновскому

За нами стоял великий Союз.
Его путь нелегок, нелегок наш груз.
И был хозяин тогда человек,
Варил он и сталь,
Выращивал хлеб.
Но вдруг в одночасье все изменилось.
У нас воцарилась и смута, и ложь.
И суперстрана на куски развалилась.
И вряд ли так быстро ее соберешь.
Вам Жириновский скажет так:
— Я ядерных не допущу атак!
Так скажем, люди, есть предел!
За все ручается ЛДПР.
Но партия наша всем путь освещает.
Она — как маяк, она — авангард!
Все больше нам люди судьбу доверяют
И гордо проносят наш доблестный флаг.
Пусть нас критикуют наши враги.
Ну что ж, иногда ошибаемся мы.
Простой же рабочий нас ставит в пример —
Народную партию ЛДПР.
Вам Жириновский скажет так:
— Я ядерных не допущу атак!
Так скажем, люди, есть предел!
За все ручается ЛДПР.
Вперед нас ведет человек не простой,
За правду стоял и стоит он горой.
И все мы, конечно, знаем его:
Он истинный Гений,
Творит он добро!
Он сердцем всегда был за правду, за веру,
Не раз ему скажет спасибо народ.
Он признанный лидер, и взгляд его светел,
И имя его в веках не умрет.
Вам Жириновский скажет так:
— Я ядерных не допущу атак!
Так скажем, люди, есть предел!
Мы выбираем…
Мы выбираем…
Мы выбираем ЛДПР!

Убедительность и колорит этому, безусловно работаю­щему на главную маркетинговую цель, гимну придает то, что сам лидер ЛДПР Владимир Жириновский произносит речетативом под музыку слова песни, как слоган, как клят­ву, как обещание избирателям: «Я ядерных не допущу атак!» И эти слова попадают в цель, потому что в большей степени ориентированы, с одной стороны, на электорат коммуни­стов — старшее поколение, прошедшее страшное испытание войной. А с другой стороны — на родителей тех мальчишек, которые не понаслышке знают, что такое война современ­ная. Это — Грузия, Приднестровье, Абхазия, Чечня! А так­же на родителей тех ребят, которым еще только предстоит пойти на какую-нибудь из современных войн, может быть, в составе ограниченного контингента в одной из горячих точек планеты.

Гениальный маркетинговый ход Владимира Жиринов­ского невозможно недооценить. Весь диск, который его штаб бесплатно раздавал накануне выборов, построен та­ким образом, что непременно отражает проблемы, надежды и чаяния «своего» и пока «чужого» для Жириновского электората. Он сделан талантливо и попадает в цель! Прав­да, так и хочется предварить этот диск словами: «Не стре­ляйте в исполнителя. Поет как умеет». Но конкретно в этом случае расчет маркетологов и политтехнологов был сделан не на чуткое ухо избирателя, который не выдержит непро­фессионального исполнения и не дослушает диск до кон­ца, а на Душу слушающего. Так вот, с Душой поработали и маркетологи, и политтехнологи, и авторы слов и музыки, и сам исполнитель вполне профессионально. Этот диск мо­жет служить маркетологам учебным пособием для профес­сионалов, планирующих использовать скрытую рекламу в современной песне.

Первая песня на диске называется «Буш — сраный ков­бой!», которую написал и исполняет сам Владимир Воль­фович. С душой, надо сказать, исполняет. Он возвышает го­лос до крика и понижает его до шепота. Иногда в его голосе звенит металл. Жириновский здесь проявляет себя во мно­гих ипостасях: и как мудрый политик, и как оракул-прови­дец, и как бард-хулиган, который использует искусство для воздействия на процессы современности и ход истории. Вла­димир Вольфович ругает Америку и Буша почем зря самы­ми нехорошими и даже нецензурными словами, что не мо­жет не понравиться электоральному большинству. Он дела­ет это так искренне, так примитивно и так самонадеянно, что вызывает не недоумение и возмущение подобным пре­небрежением дипломатическим этикетом, а улыбку. И поч­ти полное согласие почти с каждым, кроме нецензурных, словом. Потому что слова эти — прописные истины, впи­танные прошлыми поколениями с молоком матери. Эти сло­ва разделяет самая голосующая часть электорального боль­шинства. Вот, вслушайтесь: «Не надо шутить с войной!», «Доллар, доллар, доллар, доллар — грязная бумажка!», «Ты никогда не достигнешь победы, Джордж!», «Ты убиваешь детей, Джордж! Детей! Детей, Джордж!», «Ты совершаешь историческую ошибку», «Твоих солдат здесь порвут на час­ти! Понял, ты, Джордж? Все разнесут, б..    на части. Понял, сраный ковбой?», «Патроны спрячь на склад. Ты, сраный ковбой!» (эти слова всегда сопровождаются издевательским смехом). А слова «Не надо шутить с войной» сопровождает леденящий звук падающей бомбы, несущей смерть и разру­шения.

В эту песню очень тонко интегрирован идеологическая реклама — патриотизм, гордость за Россию и объ­яснение стране -завоевателю, что ее амбиции мирового жан­дарма, решающего быть войне в Косово, Афганистане или Ираке, порицаются, считаются исторической ошибкой и не поддерживаются прогрессивной мирной партией ЛДПР и ее лидером В. Жириновским. И теми, кто будет голосовать за него.

Разобравшись с Америкой и Бушем, Владимир Вольфо­вич с интонациями трибуна размышляет о Каспии и его значении для России, потом поет песню под названием «Ро­дина», в которую также интегрирован политическая реклама, выраженная в прямом призыве: «Проголо­суй за Россию. Проголосуй за будущее ваших детей. ЛДПР». Дальше в дело вступает депутат Государ­ственной думы, член ЛДПР Алексей Митрофанов. Он на­писал слова к трем очень душевным песням, которые ис­полняет Владимир Вольфович — «Птица», «Веселая компа­ния» и «Конь стреноженный». Но это не просто лирические песни, в них заложен глубокий аллегоричный смысл и под­текст. В песне «Птица» он — радетель за Россию — призы­вает страну не потерять веры в будущее и приветствовать его песней:

О, птица, не складывай крылья,
Будь в небе раздольном всегда.
Понятны твои мне усилья
Уйти от покоя гнезда.
Не верь обещаниям ночи,
Сама не уйдет она, нет!
О, птица, открой же сомкнутые очи
И песней приветствуй рассвет!

В «Веселой компании» Владимир Вольфович взгрустнул о прошлом, о своих друзьях — он ждет их и хочет, чтобы они заглянули к нему на огонек: «Не думай, что я одинок, как в океане островок. Со мной бутылка Черри». И далее по тексту: «Но где сегодня весело, там были мы вчера». И именно вот эта фраза, звучащая рефреном, оставляет двусмысленное ощущение, похожее на жалость политика к себе. Вот раньше, когда он был простым мальчишкой и его окружали друзья, ему было хорошо и весело, а теперь, в Государственной думе, похоже, и с друзьями напряженно, и уж совсем не весело. Эта фраза-рефрен дает электорату замечательную пищу для обсуждения и размышления — жа­луется депутат, значит, тяжело ему, не так радостен хлеб народного слуги. А кому теперь легко, думают потенциаль­ные избиратели и начинают сочувствовать своему избран­нику. Сетования слуги народа на жизнь примиряют его с избирателями.

Дальше — больше. В песне «Настасья» Владимир Воль­фович предстает в образе среднестатистического граждани­на, каких в стране миллионы, до сих пор вздыхающего о своей любимой, которой когда-то в юности из-за смущения или из-за того, что торопился жить, так и не открыл свою юношескую любовь.

Настасья

Раньше я, ребята, бесшабашным был.
Как разгульный ветер по свету кружил.
Девушку Настасью крепко я любил,
Но свою любовь ей так и не открыл.

Припев:

Все это было так недавно,
Все это было так давно.
Но вспоминаю я с улыбкой
Всей жизни прожитой кино.

А в следующем куплете Жириновский вдруг предстает то ли в образе вольного казака, то ли былинного богатыря, то ли воина-защитника, вставшего по призыву за Царя и Отечество… Словом, образ высококлассный, который вызы­вает слезу умиления — при воспоминании о утраченной из-за Судьбы-разлучницы любви — и боль за будущее Героя, уходящего в сумрак неизвестности.

Помнится, как гордо сел я на коня.
Провожала Настя в дальний путь меня.
Вышла за ворота в утренний рассвет
И, скрывая слезы, мне смотрела вслед.

Припев.

Проскакал я долго на своем коне.
Улыбалось счастье иногда и мне,
Но однажды как-то мой споткнулся конь,
Ну а конь споткнулся, знать, таков закон.

Припев.

С той поры так много утекло воды,
Замело ветрами прошлого следы,
Но не знаю, братцы, как мне дальше жить,
Милую Настасью не могу забыть.

И здесь снова Владимир Вольфович выжимает из слу­шателя слезу и успокоение: слава богу, и у него все не так гладко, как может показаться на первый взгляд. За всей этой думской мишурой, «мерседесами», недвижимостью — израненная, мятущаяся душа обыкновенного мужика, кото­рый страдает до сих пор по своей Настасье, да и конь спо­ткнулся, значит, что-то в жизни не задалось, не случилось. Это хорошо. За такого можно проголосовать, очень похож на такого же, как все, не то что эти кремлевские кандида­ты — сытые и надутые.

Следующая песня, под аллегорическим названием «Ко­рабль», слова которой написал однопартиец Владимира Вольфовича Алексей Митрофанов, вначале, очевидно, была задумана как песня-организатор для электората, занимаю­щегося бизнесом, но потом почему-то про бизнес забыли и уже апеллировали к тем, кому покой только снится — к вольным покорителям Вселенной. Но даже в таком своем нелогичном варианте, направленном на различные и даже противоположные по психологическому и философскому складу электоральные группы, она работает! Песня эта за­ставляет грезить наяву, мечтать, верить, не унывать. Рисует образ необузданного и очень чистого человека, который бросает вызов морской стихии, своей судьбе и серому про­зябанию на берегу. А именно таким и должен быть депу­тат — человеком неравнодушным, уверенным в себе, меч­тающим о лучшем будущем для своих избирателей.

Корабль

Я корабль снаряжу и пущусь торговать.
Пусть удача сопутствует мне.
Сто гребцов-удальцов не забуду нанять,
Полетим мы по резвой волне.

Припев:

Ну, а если в пути ураган
И погибнуть нам всем суждено,
Море нас приютит,
Приютит навсегда,
Станет вечной обителью дно.
Сколько новых земель, сколько солнечных рек
Ждут меня в неизвестном пути.
Я со звездами ясными сверю свой бег,
Чтобы остров заветный найти.

Припев.

Этот остров наградой мне будет за труд,
Из лазури прозрачной воды
Ранним утром возникнет он, как изумруд,
Средь коралловой белой гряды.

Припев.

И навстречу Судьбе я направлю свой челн,
Веру в счастье в душе сберегу.
Лучше мчаться вперед по безбрежной волне,
Чем сидеть на морском берегу!

Дорисовывает образ «буйной головы», мечтателя и бес­страшного первооткрывателя новых неизведанных островов следующая песня, «Конь стреноженный». Она рисует чело­века пожившего и понимающего, что жизнь — это не череда праздников и фейерверков, а и суровые будни, законы, ко­торым приходится подчиняться. Владимир Вольфович в ней уже предстает человеком опытным, немного мечтателем, но утратившим импульсивность. Здесь в дуэте (имеется в виду творческий, а не исполнительский дуэт с депутатом Госу­дарственной думы и однопартийцем Алексеем Митрофано­вым) они довершили начатое — полностью завладели душа­ми своих потенциальных избирателей. Двойная харизма, политический талант и чутье подсказали точность интона­ции, слов и образа — конь стреноженный. И поверженный избиратель, безусловно, сочувствует всей душой — он мо­жет, он мечтает, он хочет, но власть не дает! Его стреножи­ли и воткнули удила! А дальше все идет по запланирован­ному сценарию — покоренные талантом своих избранников избиратели снова идут к урнам для голосования. Что и по­казали последние выборы в Государственную думу в 2007 го­ду. Так работает политическо-песенная скрытая реклама !

Конь стреноженный

У дороги старой луг некошеный,
Там по лугу бродит конь стреноженный.
Бродит конь по лугу на алой заре,
Утонула золотая грива в траве.

Припев:

Конь, стреноженный по передним ногам,
Мне все кажется, будто это я сам,
Голову склонив, по лугу бреду,
Разделить на двоих нам одну судьбу.
А вдали, как песня, молодой табун,
Долететь бы разом, да ремень как вьюн.
Затянул копыта тройною петлей,
Знаю, было, знаю, будет это со мной.

Припев.

Завтра на рассвете принесут хомут
Как развяжут ноги, удила воткнут,
Колокол на шею — малиновый звон,
Неужели жизнь приснилась, как сумрачный сон?

Припев.

Вот лично мне после прослушивания этой песни хоте­лось плакать и аплодировать. Плакать потому, что было жалко несчастного стреноженного коня, полного сил и энер­гии, но по воле недоброго хозяина зажатого в тисках обстоя­тельств. Я представил безрадостную жизнь коня, обречен­ного на прозябание, и мне так захотелось, чтобы он все-таки вырвался на свободу и присоединился к молодому табуну, чтобы у него ветер в гриве и пыль из-под копыт!.. И я не одинок. Именно так думал, слушая эту песню, каждый по­тенциальный избиратель — ассоциировал Владимира Воль­фовича с конем стреноженным и желал ему попутного ветра. И шел голосовать. А аплодировать — маркетологам и политтехнологам ЛДПР и тонкому политическому чутью самого Владимира Вольфовича. И вот теперь, когда слуша­тель уже размяк и полюбил Жириновского, представшего в разных, но всегда самых выигрышных образных ипостасях, ЛДПР забила последний гвоздь в подкорку раздумывающих, за кого голосовать, — сразу после коня стреноженного на диске звучал «Гимн Жириновскому», прославляющий народную партию ЛДПР и ее лидера.

Последней звучит «Патриотическая песня», в которой рефреном на фоне любви к Родине — великой и могучей — звучали слова:

«…достойный пример тебе дает ЛДПР».

Вот и все! Один диск со скрытой рекламой полностью сформи­ровал необходимый образ политического лидера — всена­родного любимца и своего, так похожего на каждого из нас парня.

Хотя, если соблюдать историческую справедливость, сле­дует вспомнить таинственную поп-группу «Поющие вме­сте», которая в своей песне «Хочу такого, как Путин» еще в 2002 году рассказала россиянам практически обо всех до­стоинствах российского президента. Солистка группы, жа­луясь на своего друга, во всеуслышание заявляла, что она хочет найти другого — такого, как Путин:

«Такого, как Путин, полного сил.
Такого, как Путин, чтобы не бил.
Такого, как Путин, чтоб уважал.
Такого, как Путин, чтобы не убежал».

Песня явно рассказывает слушателям о том, что Пу­тин надежный, стоит на страже семейных ценностей, доб­рый, полный энергии и сил молодой человек.

Политические деятели еще со времен царя-батюшки ста­новились идеологической рекламой в песенной куль­туре россиян.

Так что Владимир Вольфович и группа «Поющие вме­сте» лишь последователи и наследователи уходящих глубо­ко в историю мировых традиций.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)