Увеличение эффективности скрытой рекламы через социальные стереотипы
Размещение скрытой рекламы в художественных фильмах всегда связано с использованием устоявшихся в обществе социальных, профессиональных и этнических стереотипов.
Эффективность скрытой рекламы можно повысить во много раз, если Герой, его образ и статус в художественном произведении и те товары, которые он продвигает, будут соответствовать стереотипному восприятию.
Так, например, общеизвестно, что итальянские мафиози, живущие в США, курят нелегально привезенные из Кубы сигары и носят часы Rolex. Сериал «Клан Сопрано» был пронизан рекламой этих стереотипных атрибутов итальянских мафиози.
Чернокожие жители Бронкса, внезапно разбогатев, начинают покупать самые большие бриллианты, а из автомобилей предпочитают марку Mersedes. Музыкальные клипы афроамериканцев, поддерживая эти стереотипы, пронизаны рекламой дорогих автомобилей и бриллиантов (как, например, в клипах американского рэпера P. Diddy).
В обществе, особенно в американском, сформировался устойчивый стереотип относительно характера, манер и облика полицейских. Они традиционно воспринимаются как располневшие, малоподвижные, ленивые люди. Скрытая реклама Macdonald’s в «Пятом элементе» была органичена этому общественному восприятию: располневшие лентяи-полицейские покупают еду на вынос в футуристическом варианте ресторана Macdonald’s.
Теория стереотипизации помогает идеологам СМИ более эффективно управлять массами, унифицируя общественное восприятие большинства социальных процессов. Впервые идея о возможности формирования и активного использования социальных стереотипов прозвучала в 1920-е годы в США. На тот момент в социальной психологии господствовала идея бихевиоризма, рассматривающая людей как пассивных приспособленцев к жизни, чье поведение детерминировано (определено) воздействием внешних стимулов. В унисон бихевиоризму «прозвучала» книга американского журналиста У. Липпманна Public Opinion, считавшего, что СМИ всесильны, формируя для людей готовые представления о политических процессах, они способны безоговорочно воздействовать на аудиторию. В 1922 году У. Лиипманн вводит в употребление термин «социальный стереотип» и считается с тех пор создателем теории стереотипизации. В трактовке Липпманна социальный стереотип (от греч. stereos — твердый, typos — отпечаток) обозначает упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное и характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (группе, человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности, и т. п.).
Стереотипизация стала одной из основных форм социальной перцепции, вобрав в себя схематичность и формализм межгруппового и межличностного общения. Заимствуя у бихевиористов идею о мышлении как о чисто механическом процессе, сводящемся к простым реакциям в ответ на определенные внешние стимулы, Липпманн объявил, что в качестве таких стимулов и выступают «стереотипы», вызывающие у человека чувство симпатии или антипатии к явлениям, которые ассоциируются с данным стереотипом. Липпманн рассматривает социальные стереотипы как прямые раздражители, вызывающие прямо и непосредственно ответную реакцию в виде определенного социального действия, что соответствует бихевиористской схеме «стимул — реакция».
Липпманн, абсолютизируя роль стереотипов в психике человека, превращает их в универсальный инструмент формирования общественного мнения. Его теория «стереотипизации» общественного мнения — это не психологическая, а прежде всего социологическая, идеологическая концепция, которая претендует на всестороннее объяснение духовной жизни общества.
В Public Opinion Липпманн писал:
«Стереотипы — это предвзятые мнения, которые управляют решительно всем процессом восприятия. Они маркируют определенные объекты как знакомые или незнакомые, так что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые — глубоко чуждыми. Они возбуждаются знаками, которые могут варьировать от истинного индекса до неопределенной аналогии».
Липпманн считал, что внедренные через СМИ в индивидуальное и общественное сознание, в связи с «неизбежной потребностью в экономии внимания», стереотипы являются одной из составляющих формирования традиций и привычек индивида и общества, оказывая мощнейшее воздействие на формирование когнитивных процессов, «наполняя свежее видение старыми образами». Однако стереотипы не всегда адекватны объективной реальности. Для их возникновения необходимы две константы: знакомое — незнакомое, соответственно имеющие качественные характеристики: знакомое — хорошо, незнакомое — плохо.
Социальные стереотипы шире всего применялись в политическом маркетинге и рекламе, однако их использование постепенно распространилось на все сферы массовых коммуникаций. Поскольку стереотип — это эмоциональный символ, то единожды возникнув в сознании одного человека, он способен «заразить» и его окружение (группу) определенной оценочной информацией со знаком «плюс» или «минус». Согласно теории конформизма, человеку свойственно соотносить свои индивидуальные эмоции с групповыми, корректируя их в соответствии с общественной точкой зрения. Тиражируясь и видоизменяясь при помощи СМИ, стереотипы способны управлять многими сферами социального поведения, облегчая человеку ориентацию в современном мире.
Индустрия рекламы и product placement — яркое тому подтверждение. Человек любого социального класса получает готовые рецепты и социальные образы из СМИ. Например, настоящая домохозяйка, стремящаяся удивить любимого мужа, готовит на ужин пельмени, от чего муж приходит в полный восторг. Стильные мачо сражают девушек запахом дезодоранта Ахе. Если миллионеру нужно сделать подарок любимой, он покупает украшение Bulgari и т. д.
Социальное восприятие детерминируется социальными стереотипами, облегчая человеку восприятие жизни.
Внедренный через СМИ в общественное сознание «ложный» стереотип во имя исполнения чьего-либо социального заказа освобождает людей от необходимости думать, доводя тем самым его перцептивную реакцию до автоматизма. Именно автоматическое восприятие того или иного стереотипа дает заинтересованным лицам возможность манипулировать общественным сознанием, неотъемлемой частью которого является потребительское поведение. Упрощенный образ-стереотип потребительского поведения, внедряемый через скрытую рекламу, провоцирует аудиторию на аналогичное упрощенное его восприятие. Так, выбирая напиток для вечеринки, молодым людям не нужно долго думать. Конечно же, им по статусу положено пить Coca-Cola, в чем их убедила многочисленная реклама. Любая женщина, считающая, что она достойна того, чтобы пользоваться лучшими косметическими средствами, выбирает средства L’Oreal. Простое послание провоцирует простое его восприятие. В случае скрытой рекламы роль социального стереотипа вырастает во много раз по сравнению с прямой рекламой. Ведь социальный стереотип формируется художественным образом Героя, представляющего определенную социальную пишу. И его образ автоматически привязывается к образу продвигаемого продукта, навсегда закрепляя в сознании потребителей эту ассоциативную связь.
Социальный стереотип — оружие в руках рекламного специалиста обоюдоострое. С одной стороны, понимание влияния стереотипов на поведение потребителей дает неограниченные возможности маркетологам, с другой — формирует общество в соответствии с потребностями корпораций, продвигающих ту или иную, в большинстве своем не оберегающую интересы потребителей продукцию. Эта теория дает возможность незрелым маркетологам и безответственным продюсерам, не ограниченным законом, формировать поколение людей, которые мыслят стереотипами, выгодными заказчикам скрытой рекламы.