Задачи и функции финансового менеджмента в спортивных организациях
Большинство современных спортивных организации как в России, так и за её пределами получают финансовые ресурсы из самых разных источников — из бюджетов всех уровней, от реализации спортивных лотерей, от продажи билетов, от рекламы, спонсорства, меценатства, от предпринимательской деятельности, от депозитных операций, от сдачи собственности в аренду и от многих других видов деятельности. С другой стороны, спортивные организации расходуют полученные по разным каналам денежные средства на собственные нужды, выплачивают заработные платы и премиальные спортсменам и тренерам, рассчитываются по кредитам с коммерческими банками, осуществляют налоговые отчисления в федеральный и местный бюджеты. Таким образом, финансы спортивной организации не пребывают в статичном состоянии, они постоянно циркулируют от одного плательщика к другому. И даже временно свободные денежные средства не должны лежать мертвым грузом (например, в виде наличных денег в кассе спортивного клуба), а должны приносить спортивной организации доход, желательно максимально возможный.
В то же время и налоги должны выплачиваться спортивной организацией не огульно и бессистемно, а с учётом всех положенных льгот и специфики налогового законодательства в той или иной стране или регионе.
Естественно, что все эти задачи по управлению финансовыми потоками спортивной организации должны быть возложены на специальную экономическую службу, возглавлять которую должен компетентный специалист, хорошо разбирающийся как в спорте, так и в финансах. Специалиста такого профиля в мировой практике называют финансовым управляющим, или финансовым менеджером. Финансовый менеджер в спортивных клубах и организациях выполняет следующие функции:
- осуществляет финансовый анализ и планирование (в том числе бизнес-планирование)
- взаимодействует с коммерческими банками и разрабатывает кредитную политику
- совместно с руководством спортивной организации планирует общую сумму трансфертов и объемы финансовых инвестиций
- управляет потоками наличных денег (на заработную плату, премиальные, командировочные спортсменам, тренерам и персоналу спортивной организации)
- управляет налогами
- осуществляет поиск и привлечение спонсоров
- разрабатывает рекламную и маркетинговую стратегию спортивной организации