Разгосударствление и приватизация
⚡ Разгосударствление ⚡ (денационализация) — процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.
Одним из важнейших условий формирования социально ориентированной рыночной экономики является преобразование отношений собственности посредством разгосударствления и приватизации государственных предприятий. Основной причиной реформирования государственной собственности по опыту многих зарубежных стран явился кризис в управлении государственными предприятиями, связанный с тем, что правительства этих стран оказались не в состоянии управлять работающими неэффективно находящимися в собственности государства предприятиями, которые не могли функционировать без государственных дотаций из бюджета. В то же время рост дефицита государственного бюджета был вызван, прежде всего, неудовлетворительными результатами производственно-хозяйственной деятельности государственных предприятий, что и служит главной причиной процесса приватизации, как в развитых, так и в развивающихся странах.
Опыт показывает, что результативность приватизации в разных странах неодинакова из-за таких предпосылок, как:
- Уровень развития рыночной инфраструктуры в стране
- Наличие (отсутствие) ресурсов и ноу-хау
- Экономическая, социальная и политическая структура общества
- Менталитет населения (нации) и т.д.
Беларусь была и остается индустриальной страной с высоким уровнем концентрации производства. Почти половина занятых в промышленности работают на 450 крупных предприятиях машиностроения, которые в недавнем прошлом являлись основными поставщиками высокотехнологической продукции, в первую очередь военно-промышленного комплекса, во все республики СССР. Белорусские предприятия, получив определенную экономическую самостоятельность и очутившись в условиях рынка, оказались во многом неспособными предпринять действия по адаптации к возникшей ситуации. Если на предприятии, управляемом центральными органами, хозяйственная активность вызывается утвержденным планом, то в рыночных условиях она зависит непосредственно от потребителей.
Такой подход отличается от превалировавшего у нас взгляда на управление, при котором успех предприятия определялся прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Развал СССР и образование Республики Беларусь как самостоятельного, независимого государства повлекли разрушение жестких экономических связей с поставщиками и потребителями производимой в стране продукции, т.е. утрату традиционных рынков сбыта. Восстановить этот утраченный с распадом СССР рынок полностью практически невозможно.
Длительная ориентация производства на рынок бывшего СССР привела к отставанию выпускаемой продукции по качеству и научно-техническому уровню, что существенно повлияло на ее конкурентоспособность и объемы реализации. В последние годы усилилась и зависимость предприятий Республики Беларусь от экспорта энергоносителей, остается низкой эффективность их использования. Из-за своего географического положения и климатических условий страна всегда будет вынуждена импортировать значительное количество энергоносителей и отдельные виды продовольствия.
Единственный путь создания эффективной экономики, обеспечивающий конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке – резкое повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение материалоемкости продукции, улучшение ее качества, научно-технического уровня и дизайна в соответствии с требованиями мирового рынка.
Первым шагом здесь и является реформирование отношений собственности на государственных предприятиях, которое включает два этапа:
- Разгосударствление, т.е. передачу функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью, в т.ч. посредством приватизации (снятие с государства функций прямого хозяйственного руководства, замена жестких вертикальных связей между органами государственного управления и субъектами хозяйствования на горизонтальные связи). Оно предусматривает отделение функций управления от функций собственника, реализацию прав собственника через назначение руководителей с предоставлением им максимальных полномочий, касающихся деятельности предприятий.
Основные формы разгосударствления:- Аренда государственных предприятий
- Преобразование государственных предприятий в акционерные общества, в которых все акции или контрольный пакет акций остаются в собственности государства
- Ограниченное вмешательство государства в управление собственностью
- Приватизация — это приобретение юридическими или физическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления ею. Приватизируемые предприятия становятся либо частными, либо коллективными.Формы приватизации:- Безвозмездная передача государственной собственности
- Продажа (возмездная передача) государственной собственности