Управление конфликтами в коллективе
Для того чтобы сформулировать основные принципы подхода, который позволит эффективно управлять конфликтами, нужно ответить, по меньшей мере, на несколько главных вопросов. Как возникают конфликтные ситуации в трудовых коллективах? Можно ли избежать их отрицательных последствий? Как выбрать правильную линию поведения в конфликте? От чего зависит его исход?
Ответить исчерпывающе на все вопросы невозможно, поэтому постараемся очертить хотя бы некоторые принципы практического подхода к решению задачи управления конфликтными явлениями в коллективе.
Проблема производственных конфликтов, прежде всего, непосредственно связана с вопросами совершенствования взаимоотношений в организации и оптимизации ее социально-психологического климата.
Среди руководителей до сих пор широко распространено отрицательное отношение ко всяким конфликтам, поэтому они стремятся либо подавлять все без разбора конфликты, возникающие в организации, либо не вмешиваться. И та, и другая позиции ошибочны, так как в первом случае руководитель избавляется от нужных, полезных для организации конфликтов, а во втором – дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред и делу, и людям.
В психологии под конфликтом понимается одновременное действие примерно равных сил, но противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, интересов, типов поведения.
Конфликт возникает тогда, когда противоречия между людьми осознаются ими настолько острыми, что нуждаются в разрешении. Конфликты – нормальное явление в нашей жизни.
Конструктивное отношение к конфликтам предполагает не избегание или подавление всех и всяческих разногласий, а дифференцированный подход к ним. Главное в изучении конфликтов не поиски того, как их устранять, а способы управления ими.