Сущность и значение культуры предпринимательства
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства»:
Р. Рюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях.
О. Нойбергер и А. Компа к культуре предпринимательства относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
Лапуста М.Г. дает следующее определение: Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников, стиля руководства данной организационной структуры, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития».
Таким образом, культура предпринимательской деятельности определяет, каковы климат, стиль взаимоотношений и ценности предприятия.
Любая вновь возникшая организация вырабатывает свою культуру, которая предопределяет ее место, ее внутренние и внешние отношения и является образом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала.
Сущность культуры данной организации отражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также в образцах неформального поведения.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами:
- цивилизованная внешняя предпринимательская среда
- общественный и государственный менталитет
- реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды,
- сам предприниматель и его корпоративная культура
Элементы предпринимательской культуры:
- Законность
- Строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам
- Честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству — это действительно ведущий признак культуры предпринимательства
- Соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, общепринятые правила осуществления бизнеса, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др
Известный ученый-экономист Б. Карлоф выделил 10 основных признаков культуры предпринимательской деятельности. Она:
- социальная, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;
- регулирует поведение членов коллектива
- создается людьми
- осознанно или неосознанно принимается всеми работниками
- основана на соблюдении традиций
- познаваемая
- способна изменяться
- многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода
- осознаваема и не осознаваемая
- находится в постоянном развитии