Алмазная монополия De Beers
Классический пример монополии, возникающей вследствие обладания ключевым ресурсом, — южно-африканская алмазная компании De Beers, контролирующая порядка 80 % мирового производства алмазов и бриллиантов. Хотя доля компании на рынке и меньше 100 % , она достаточно велика, чтобы оказывать существенное влияние на рыночную цену алмазов.
Сколь велика власть над рынком De Beers? Ответ на этот вопрос отчасти зависит от существования близких товаров-субститутов. Если люди рассматривают изумруды, рубины и сапфиры как вполне достойные заменители бриллиантов, власть De Beers над рынком относительно невелика. В таком случае любая попытка компании поднять цену на алмазы приведет к тому, что потребители переключатся на приобретение других драгоценных камней. Но если люди считают, что эти камни значительно уступают алмазам, De Beers получает возможность существенно влиять на рыночную цену продукции.
Рекламный бюджет De Beers огромен. На первый взгляд это может вызвать удивление. Если монополия — единственный поставщик продукции, зачем ей реклама? Одна из целей рекламной кампании De Beers — противопоставление бриллиантов другим драгоценным камням. Когда реклама твердит вам: «Бриллианты — это навсегда!», монополист ожидает, что потребитель в конце концов усвоит, что данное утверждение не относится к изумрудам, рубинам или сапфирам. Конечная цель рекламы — формирование отношения потребителей к бриллиантам как к уникальным драгоценным камням, что позволит De Beers приобрести дополнительную власть над рынком.