Как определяется производительность труда?
Уровень производительности труда Робинзона Крузо, игравшей важнейшую роль в определении стандартов его жизни, определялся многими факторами. Если речь шла о рыбной ловле, ее успех во многом зависел от количества и качества удочек, навыков ужения, выбора места и изобилия рыбы в прибрежных водах. Каждый из этих факторов, которые мы определим как физический капитал, человеческий капитал, технологические знания и природные ресурсы, имеет аналоги и в реальной экономике любого государства. Рассмотрим их более подробно.
Производительность труда — это показатель, характеризующий ее эффективность и показывает способность работников выпускать определенное количество продукции в единицу времени.
Физический капитал
Под физическим капиталом, или просто капиталом, мы понимаем оборудование, здания и сооружения, используемые для производства товаров и услуг. Например, при производстве мебели используются пилы, токарные станки и винтовые прессы. Чем шире набор инструментов, тем быстрее и качественнее выполняется работа. Рабочий, применяющий только простые инструменты, за одно и то же время изготовит мебели меньше, чем работник, использующий современное деревообрабатывающее оборудование.
Мы определили факторы производства как ресурсы, используемые для производства товаров и услуг (труд, капитал и т. д.). Важнейшая черта капитала — то, что он сам является продуктом производства. Так, рабочий-мебельщик изготавливает ножки стола на токарном станке, который был выпущен на заводе, производящем деревообрабатывающее оборудование. Завод, в свою очередь, использует для создания станков другие машины и механизмы. Другими словами:
капитал — фактор производства, используемый для создания товаров и услуг, включая и новый капитал.
Человеческий капитал
Под человеческим капиталом экономисты понимают знания и трудовые навыки, приобретаемые работниками в процессе обучения и трудовой деятельности. Накопление человеческого капитала происходит как в дошкольном возрасте, так и в школе, колледже, университете, на курсах переобучения или повышения квалификации.
Хотя знания и трудовые навыки не относятся к материально осязаемым предметам, подобно станкам, бульдозерам или зданиям, человеческий капитал имеет много сходных черт с капиталом физическим. И тот и другой повышают возможности общества производить новые товары и услуги, и тот и другой сами являются результатом производственных процессов. Так, для создания человеческого капитала необходимы учителя, библиотеки и время для учебы. Иногда студентов рассматривают как своего рода рабочих, занятых производством человеческого капитала, который будет использован в будущем.
Природные ресурсы
Третий важнейший фактор, определяющий производительность труда, — природные ресурсы — земля, вода, запасы сырья и полезных ископаемых, являющиеся исходным элементом многих производственных процессов. Природные ресурсы бывают возобновляемыми и невозобновляемыми. Примером первых служит лес, так как на месте вырубки можно посадить молодые деревья, которые через некоторое время вырастут. Нефть же, напротив, относится к невозобновляемым ресурсам с ограниченными запасами, поскольку на ее образование в природных условиях уходят многие тысячелетия, что не позволяет рассчитывать на естественное восстановление использованных месторождений.
Разница в запасах природных ресурсов сказывается на уровне жизни многих стран. Например, первые экономические успехи США частично были связаны с обилием свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.
В наши дни некоторые страны Ближнего Востока, например Кувейт или Саудовская Аравия, попали в список богатейших государств только потому, что обладают огромными разведанными запасами нефти. Хотя запасы природных ресурсов — один из важнейших факторов экономического процветания, их наличие отнюдь не является обязательным условием создания высокоэффективного производства. К примеру, Япония превратилась в одну из богатейших стран мира обладая весьма незначительными сырьевыми запасами. Ее экономический взлет во многом стал возможен благодаря успехам внешней торговли. Япония импортирует многие виды полезных ископаемых, в частности нефть, и экспортирует готовую продукцию в гораздо более обеспеченные сырьем страны.
Технологические знания
Четвертый фактор, определяющий уровень производи тельности труда, — технологические знания, то есть понимание обществом наилучших способов производства товаров и услуг. Еще сто лет тому назад большинство американцев работало на фермах, поскольку известные тогда сельскохозяйственные технологии требовали для обеспечения населения продовольствием больших затрат труда. В наши дни благодаря успехам науки и промышленности, небольшая часть трудоспособного населения США обеспечивает продовольствием всю страну. Так развитие новых сельскохозяйственных технологий сделало труд более эффективным и позволило увеличить производство товаров и услуг.
Технологические знания существуют в различных формах. Некоторые из них довольно просты и после применения их первооткрывателем быстро получают широкое распространение. Например, когда Генри Форд впервые реализовал идею конвейера для сборки автомобилей, его новшество было мгновенно подхвачено крупными производителями. Другие технологии патентуются и являются собственностью разработавших их компаний, как в случае с компанией Coca-Cola, хранящей в секрете рецепт знаменитого напитка. В некоторых случаях срок действия патента ограничен. Так, если фармацевтическая фирма разрабатывает новый препарат, то на основании американских законов о патентном праве она получает возможность в течение определенного времени быть его монопольным производителем. Когда же срок действия патента истекает, право производить лекарств имеют уже все желающие компании. Различные формы технологических знаний имеют чрезвычайно важное значение для экономики.
Однако имеет смысл провести грань между технологическими знаниями и человеческим капиталом, поскольку, несмотря на близость этих понятий, они имеют и существенные различия. К технологическим знаниям относятся представления общества о производственных процессах. Человеческий капитал определяется затратами усилий на превращение этих представлений в трудовые навыки. Образно говоря, технологические знания определяют качество учебника, по которому учится общество, а человеческий капитал измеряется временем, затраченным на его прочтение. Производительность труда зависит как от качества учебника, так и от времени, посвященного его изучению.