К вопросу оптимизации управления активами государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации
Современная ситуация в экономике Российской Федерации ставит на повестку дня вопросы повышения эффективности управления государственными активами, включая государственные резервы драгоценных металлов и драгоценных камней. В то же время в отечественной литературе проблема управления государственным запасом драгоценных металлов и драгоценных камней изучена мало. Функцию государственного резерва драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации выполняет Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России).
Эффективное управление государственным резервом драгоценных металлов и драгоценных камней направлено на решение следующих задач:
- использование в качестве инструмента для привлечения дополнительных средств и увеличения доходов федерального бюджета;
- обеспечение устойчивых позиций государства на международных рынках драгоценных металлов и драгоценных камней;
- обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.
Исторически важнейшей задачей Госфонда России было финансирование дефицита бюджета. В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. № 127 «Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации» назначение Госфонда России сформулировано максимально широко — обеспечение производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020Им, в свою очередь, относит Госфонд России к объектам государственной казны, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
Рассмотрим определение и структуру ценностей Госфонда России.
Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. № 127, конкретизирует данное понятие: «Госфонд России составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность драгоценных металлов — золота серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней — природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров и александритов, природного жемчуга в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальных янтарных образований, приравненных в установленном порядке к драгоценным камням, изделий из указанных драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лома и отходов».
Структура Госфонда России сформирована тремя частями:
- ценности Алмазного фонда Российской Федерации;
- ценности золотого запаса Российской Федерации;
- прочие ценности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1999 г. № 1524 «Об утверждении Положения об Алмазном фонде Российской Федерации» Алмазный фонд Российской Федерации представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
В Алмазный фонд Российской Федерации в установленном порядке зачисляются алмазы массой 50 каратов и более, а также алмазы, обладающие уникальными характеристиками по одному признаку или по совокупности признаков (форма, редкий уникальный цвет в сочетании с высокой чистотой, характер включений и кристаллографические очертания); бриллианты массой 20 каратов и более, а также бриллианты, уникальные по цвету, форме и качеству; природные драгоценные камни — изумруды, рубины, сапфиры и александриты массой 30 каратов и более и ограненные камни массой 20 каратов и более, а также камни, уникальные по цвету, форме и качеству; уникальный природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде; уникальные янтарные образования, приравненные к драгоценным камням в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; самородки драгоценных металлов, обладают редко встречающимися в природе характеристиками; ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе созданные ювелирами Гохрана России высокохудожественные уникальные ювелирные изделия и воссозданные ими исторические ценности.
Второй составляющей Госфонда России является часть золотого запаса Российской Федерации. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»96 к золотому запасу относит часть золотовалютных резервов Российской Федерации в виде аффинированного золота в слитках. Золотой запас предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской федерации при чрезвычайных ситуациях.
Золотой запас Российской Федерации состоит из двух частей, которые характеризуются разным порядком формирования и расходования.
- Часть золотого запаса Российской Федерации, хранящаяся в Центральном банке Российской Федерации, учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса Российской Федерации принимается Центральным банком Российской Федерации в порядке, согласованном с Правительством Российской Федерации. Отчет о состоянии учитываемой на счетах Центрального банка Российской Федерации части золотого запаса Российской Федерации представляется Банком России Государственной Думе как составная часть доклада Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации.
- Часть золотого запаса Российской Федерации, находящаяся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, учитывается на счетах специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Решение о расходовании этой части золотого запаса Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации.
В третью группу входят остальные ценности, не вошедшие в золотой запас или Алмазный фонд, в частности: драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета; уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни, приобретенные у субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета; принудительно изъятые в установленном законом порядке драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них и лом таких изделий; приобретенные у организаций, осуществляющих скупку, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней; скупленные у граждан драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них и лом таких изделий; лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней; клады драгоценных металлов и драгоценных камней, изделия из них и лом таких изделий; бесхозяйные драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них и лом таких изделий; драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них и лом таких изделий, переданных государству по праву наследования и дарения; изготовленные из драгоценных металлов и драгоценных камней государственные награды бывшего СССР, предназначенные для выдачи в установленном порядке награжденным лицам (законным представителям награжденных лиц) или подлежащие сдаче на государственное хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных наградах; изготовленные из драгоценных металлов и драгоценных камней подарки, полученные гражданами Российской Федерации в связи с государственной деятельностью; драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них, зачисляемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
С точки зрения экономической целесообразности и, прежде всего, ликвидности приобретаемых активов, действующим законодательством устанавливается приоритетность приобретения золота в слитках, необработанных алмазов, пригодных для изготовления бриллиантов, уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней при формировании Госфонда России.
Задачи, решаемые комплексом государственных ресурсов в составе ценностей Госфонда России, свидетельствуют, что активы комплекса в состоянии обеспечить устойчивость функционирования
ключевых сфер российской экономики и стать стратегическими ресурсами несырьевого пути развития российской экономики. В современных условиях назрела необходимость повышения эффективности управления данными активами.
Повышение эффективности управления активами Госфонда России включает в себя следующие направления:
- четкое формулирование стратегических целей, постановка текущих и долгосрочных задач Госфонда России как государственного запаса драгоценных металлов и драгоценных камней, выработка критериев его достаточности и методологии расчета его оптимального размера;
- реструктуризация имеющихся ценностей Госфонда России и проработка номенклатуры наиболее перспективных по ликвидности видов ценностей для его пополнения;
- рассмотрение возможностей секьюритизации имеющегося стратегического резерва путем выпуска ценных бумаг, способных выполнять роль финансового инструмента для повышения капитализации ликвидной части государственного запаса драгоценных металлов и драгоценных камней».
Рассмотрим данные направления более подробно.
Решение первой задачи направлено на формирование мобильного, объективно необходимого объема государственного резерва драгоценных металлов и драгоценных камней для реализации функций, для которых он предназначен. Необходимо пересмотреть существующие подходы к определению его объема, так как они были созданы в принципиально иных социально-экономических условиях. В настоящее время ситуация изменилась, поэтому цели создания Госфонда, его место в системе государственных активов, а также краткосрочные и долгосрочные задачи его функционирования в экономике, а соответственно и размеры также должны быть пересмотрены.
Учитывая реалии современной экономики, только государственные запасы аффинированного золота и природных необработанных алмазов представляют собой резерв действительно мобильного и ликвидного рыночного товара. Этот товар, во-первых, может быть реализован за денежные средства, необходимые для обеспечения пополнения доходной части бюджета, во-вторых, может быть принят в качестве залогового обеспечения в рамках кредитных отношений и, в-третьих, использован за счет введения в обращение ценных бумаг на его основе.
Как уже было сказано, не все ценности могут иметь рыночный спрос, достаточный для получения прибыли как источника поступлений в бюджет и даже окупаемости процесса их подготовки и выставления на реализацию или переработку. Вследствие этого, вполне логично, что вторым направлением повышения эффективности управления активами Госфонда России является реструктуризация данных активов. Под реструктуризацией в данном случае понимается переход к политике формирования государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней исключительно за счет высоколиквидных ценностей, проведение пересортировки ценностей Госфонда с передачей неликвидной части на переработку и оптимизация действующей схемы формирования, использования и реализации ценностей.
Отдельная категория активов Госфонда России состоит из малоликвидных ценностей, представленных изделиями советской ювелирной промышленности массового выпуска, скупленными у населения монетами, ломом драгоценных металлов, военными трофеями, аккумулированными в период с 1920-х гг. по настоящее время. Доля данных активов, не относящихся к уникальным и не имеющих исторического и культурного значения, достигла значительного объема, приводя к «замораживанию» средств федерального бюджета. Для эффективного использования этих активов в интересах увеличения доходов бюджета представляется целесообразным провести их анализ и инвентаризацию этой части на предмет определения их состояния и рыночной стоимости, а по его результатам решить вопрос о возможности реализации наиболее ликвидной части. В этом случае разница между новой ценой этих изделий и затратами на их приобретение и хранение может быть использована на закупку высоколиквидных ценностей.
В настоящее время основой анализа ликвидности ценностей Госфонда являются данные, базирующиеся на показателях мирового рынка, стандартах, прейскурантах и экспертных оценках. Данная работа традиционно проводится только в отношении отдельных групп ценностей, не затрагивая значительную их часть, которая в течение многих лет накапливалась и хранилась в Госфонде практически без движения, поскольку для приведения в ликвидную форму требовала проведения ряда дополнительных технологических процедур. Сложившаяся ситуация может привести к затруднениям при планировании поступлений средств от реализации ценностей Госфонда в федеральный бюджет. Анализ возможных вариантов решения этой задачи показал, что наиболее эффективно она реализуется только при условии проведения системной реструктуризации.
Запас высоколиквидных ценностей, прежде всего аффинированного золота, может быть использован путем введения в обращение ценных бумаг с этим активом в качестве базового. Несмотря на дискуссионность данной идеи, согласно мнению ряда авторов, подобные ценные бумаги являются неинфляционными», их номенклатура может состоять из десятка наименований, они могут торговаться с плечом до 30 раз», а ускорение их оборота в три раза может соответствовать удвоению их номинала.
При анализе возможностей секьюритизации золота за основу приняты его три уникальных рыночных свойства.
Уникальность первого рыночного свойства золота заключается в том, что движение экономического цикла в золотодобывающей промышленности осуществляется в направлении, противоположном направлению развития экономики. В периоды падения валютных курсов золото становится альтернативой вложений в мировую валюту, поэтому используется населением в качестве средства тезаврации, а на финансовых рынках в качестве хеджирующего актива. Вызванное этими процессами подорожание золота является зеркальным отражением изменения ситуации на мировом валютном рынке.
Второе уникальное рыночное свойство золота связано с тем, что в долгосрочной перспективе на мировых финансовых рынках существует тенденция снижения стоимости фондовых ценностей при устойчивом росте цены золота .
Третье уникальное рыночное свойство золота обусловлено его экономической двойственностью как капитала-функции и капитала-собственности. Ее сущность заключается в том, что золото как базовый товарный актив собственника может обеспечить функции финансового актива, выпускаемого по схеме секьюритизации с номиналом в цене золота (фиксинге).
Особенность рыночного обращения финансового актива будет заключаться в том, что из-за наличия у золота первых двух свойств его рентабельность сможет превысить рентабельность аналогичного актива, обращающегося на том же рынке, но обеспеченного деньгами, например, долларами. Золото не амортизируется, оно может быть капитализировано многократно, что со временем увеличивает его вклад в доходность финансового сектора, собираемость налогов и экономический рост. Благодаря этому золото опосредованно через обеспеченные им финансовые активы занимает место среди других активов, используемых финансовыми властями на мировых финансовых рынках, как в целях тезаврации, так и для достижения других целей.
Данная точка зрения находит обоснование как в теории многоуровневой экономики академика Яременко Ю.В., связанной с вопросами анализа и синтеза качества (стоимости, рентабельности и ликвидности) массовых и качественных ресурсов в условиях экономик административно-планового (советского) и рыночного (капиталистического) способов производства, так и в теории экономических институтов Коуза Р. — Уильямсона О.
Согласно их положениям, золото, рассматриваемое в виде качественно неоднородного ресурса, по мере структурирования экономических отношений, вызванных научно-техническим и производственным прогрессом (Яременко Ю.), или по мере роста числа экономических институтов рынка (Уильямсон О.) приобретает новые рыночные свойства.
Таким образом, существует большой потенциал повышения эффективности управления активами государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако его реализация требует переосмысления сложившихся подходов к его формированию, четкого определения стратегических целей государства в отношении использования Госфонда, формулирования краткосрочных и долгосрочных задач его функционирования, расчета его оптимального размера, реструктуризации формирующих его ценностей с учетом их ликвидности и использования существующих инструментов повышения капитализации данных активов.