Некоторые пути оптимизации подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (на примере юридического вуза)
Рассматривая перспективы развития рынка образовательных услуг, особенно в области подготовки специалистов по юридическим специальностям, необходимо отметить, что рынок труда близок к насыщению. Причем с каждым выпуском ситуация усугубляется.
Анализ сложившейся практики подготовки юристов свидетельствует о том, что значительное число вузов в целях обеспечения финансовой устойчивости открыли в последние годы непрофильную для себя специальность — «Юриспруденция», тем самым несколько нарушили качественный баланс специалистов на рынке труда. Это создало ситуацию «перепроизводства» юристов, вследствие чего специалисты данного профиля стали, в какой-то степени, невостребованными. С другой стороны, существует устойчивый спрос на качественно подготовленных юристов, особенно на специалистов для работы в таких системах, как прокуратура, судебная система, адвокатура, где требуется специализированная подготовка. Соответственно, такая подготовка обеспечивает гораздо меньший срок адаптации выпускников к будущей практической деятельности, что, в свою очередь, уменьшает и экономические затраты: не требуется дополнительная подготовка и переподготовка.
Несмотря на серьезность ситуации с востребованностью юристов на рынке труда, сам образовательный процесс в части подготовки юристов не изменился; вузы, как и прежде, продолжают выпускать юристов. В определенной степени это объясняется спросом абитуриентов при поступлении на данную специальность, т.е. про-слеживается экономическая заинтересованность самих вузов в про-должении выпуска юристов. Другими словами — спрос рождает предложение. Во-вторых, продолжается процесс инерционности управления вузами: трудно внедряются нововведения в практику работы вузов. В-третьих, отсутствует обратная связь между вузами и службами занятости, не проводится анализ ситуации о реальном положении с трудоустройством выпускников. Лишь некоторые руководители высших учебных заведений предприняли конкретные меры по укреплению позиций своих образовательных учреждений на рынке труда. Вместе с тем в теории образования известны методы управления, открывающие перспективу развития вуза при сочетании в подготовке специалистов профильной и непрофильной специальностей, имеющие под собой определенную практическую основу. Эти методы и пути имеют универсальный характер и при некоторых усилиях в их применении могут способствовать повышению конкурентной способности выпускников.
Среди них можно выделить:
- повышение качества подготовки специалистов;
- расширение сферы применения молодых специалистов;
- применение высокотехнологичной маркетинговой политики.
Однако наиболее перспективным представляется организация непрерывного профессионального образования с элементами диверсификации.
Остановимся подробнее на означенных путях:
1. Повышение качества — понятие многоаспектное. Для того чтобы формировать качество, нужно иметь представление о показателях, критериях, которые характеризуют качество специалиста. Так, с точки зрения образовательного учреждения, в упрошенном виде это можно представить как выполнение требований Государственного образовательного стандарта.
И, напротив, с точки зрения рынка труда, основным показателем качества подготовки специалиста, его полезности считается полнота трудоустройства выпускников профессионального образовательного учреждения.
Другим параметром, определяющим, с точки зрения рынка труда, качество молодого специалиста, его востребованность, является продолжительность его адаптации к профессиональной деятельности (профессиональная адаптация).
Еще одним качеством, положительно характеризующим выпускника, можно назвать его способность и постоянную потребность в знаниях инновационного характера, которая строится на базе устойчивого ядра фундаментального образования и обеспечивает молодому специалисту перспективность и конкурентоспособность на рынке труда.
2. Расширение сферы применения выпускника — это путь, который может изменить ситуацию на некоторое время, но рынок образовательных услуг постоянно расширяется: увеличивается количество вузов, их филиалов, колледжей. Поэтому предложение новых учебных курсов, содержательное наполнение регионального компонента, предложение новых дисциплин по выбору могут оказаться продуктивными, если они будут хорошо структурированы и четко ориентированы на определенного работодателя, имеющего большой потенциал развития.
3. Применение высокотехнологичной маркетинговой политики должно быть постоянной составляющей образовательной политики учебного заведения. Рыночные отношения ставят образовательные учреждения в условия, при которых возникает необходимость активно и, в какой-то степени, может быть и агрессивно продвигать свой продукт на рынок труда.
Маркетинговая деятельность учебного заведения — это не только реклама, предложение специалиста конкретному потребителю, но это и совместная деятельность с работодателем, направленная на формирование спроса-предложения, на совершенствование качественных характеристик молодого специалиста, выработку требований к выпускнику.
4. Организация непрерывного профессионального (в нашем случае юридического) образования с элементами диверсификации.
Вообще, «непрерывность образования понимается как его непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов, на каждом из которых создаются предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития» . Термин «диверсификация» применительно к системе образования означает — продолжает формироваться, но в контексте интеграции образовательного процесса может быть представлен как обеспечение вариативных форм, методов и технологий обучения на основе их взаимосвязи с целями и содержанием обучения.
Каждый из этих путей при высоком уровне разработки может дать положительные результаты, но наибольшего эффекта можно достичь при их рациональном сочетании.
Показателен в этом отношении опыт Российской академии правосудия.
Несмотря на относительно устойчивое положение на рынке труда, Академия реализует все перечисленные пути, направленные на повышение конкурентоспособности выпускника.
Постоянно ведется работа над повышением качества подготовки специалистов путем целенаправленной работы с педагогическими кадрами, улучшением его качественного состава: 22,2 % штатных преподавателей имеют ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, 49,7 % — кандидата наук, доцента. В Академии ежегодно, стабильно, защищаются 3-4 преподавателя на соискание ученой степени доктора наук и 9-10 преподавателей на соискание ученой степени кандидата наук. Профессорско-преподавательский состав Академии — высоко квалифицированные специалисты в области юриспруденции, являются авторами учебной, учебно-методической литературы и многих научных трудов. В научную работу вовлекаются и студенты. В работе студенческих научных кружков по отраслям права и направлениям принимают участие 380 студентов. Студенты активно участвуют в регулярно проводимых «Парламентских дебатах». v
Хорошо прослеживается практикоориентированная направленность в обучении студентов. Места практики максимально соотносятся с целевым предназначением будущих специалистов — это учреждения судебной системы всех уровней от районных до Верховного суда РФ и от окружных арбитражных судов до Высшего арбитражного суда РФ.
Как постоянное место общественной практики представляет интерес и опыт недавно открытой студенческой юридической клиники.
В значительной степени качество специалистов зависит от уровня методической работы и информационного обеспечения учебного процесса. Необходимо в связи с этим отметить, что практически все дисциплины специальности «Юриспруденция» обеспечены учебно-методическими комплексами. А обеспеченность студентов учебной литературой по общепрофессиональным и специальным дисциплинам составляет 53 %.
Расширению сферы применения выпускников способствует введение в состав специальности «Юриспруденция» 5 специализаций применительно к деятельности учредителей-работодателей, при этом активно используется учебное время регионального компонента и дисциплин по выбору.
Очень эффективна активная маркетинговая политика Академии, которая строится в тесном взаимодействии с потребителями кадров и, прежде всего, с Верховным судом РФ и Высшим арбитражным судом РФ. При этом рассматриваются не только вопросы, касающиеся спроса и предложения, перечней специализаций, но и перспективные направления практической деятельности, направления и тематика научных исследований Академии.
Изначально, совместно с учредителями, было определено, что Академия будет основным звеном в последипломном и дополнительном образовании судей, работников судебной системы. Таким образом, было положено начало формированию упорядоченной структуры, предусматривающей: высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование и дополнительное образование, т.е. основные составляющие системы непрерывного профессионального образования. Позднее было введено еще одно звено — среднее профессиональное образование по специальности 030503 «Правоведение». Этим было достигнуто сразу две цели: первая состоит в том, что выпускники уровня СПО, поступающие на уровень ВПО, делают это осознанно, с достаточной полнотой ответственности, и процесс их обучения идет гораздо стабильнее, чем у поступивших со школьной скамьи; вторая цель — иметь рассчитываемое, предсказуемое количество желающих поступить в Академию. Немаловажным является и воспитательная составляющая — выпускники Колледжа становятся ядром коллектива Академии, они ярко выраженные патриоты вуза, откровенно гордящиеся им.
Формирование новых форм подготовки высококвалифицированных специалистов путем последовательного объединения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования дает возможность Академии обеспечить высококачественный образовательный уровень выпускников путем интеграции образовательного и научного процессов.
Практика последних лет показала эффективность системы непрерывного профессионального образования, созданной в Российской академии правосудия, в которой все уровни взаимно дополняют друг друга и составляют единый ряд и каждый уровень создает предпосылки для перехода на новый более высокий уровень.
Несмотря на видимые успехи и наличие устойчивых позиций на рынке труда, руководство Академии постоянно отслеживает новые направления деятельности, потребность общества в тех или иных образовательных услугах. Особый интерес представляет подготовка специалистов на стыке специальностей. Проведенный анализ маркетинговой ситуации показал, что перспективным в данной ситуации будет диверсификация непрерывного профессионального образования. В ходе анализа выявлены направления, в которых в перспективе можно будет занять устойчивые позиции и которые оказались недостаточно проработанными с научной и практической сторон: сочетание юриспруденции с экономикой. Академия готовит специалистов уровня СПО по специальности «Земельно-имущественные отношения». Проблема состоит в том, что долгие десятилетия вопросы землеустройства, имущественных отношений в стране не выходили на первый план и соответственно кадровому обеспечению не уделялось должного внимания.
Недостаточное количество профессионалов и связанные с ним перманентные изменения в структуре управления земельными ресурсами подсказали, в какой среде специалистов имеются проблемы. Четко вырисовалось не только направление, но и сочетание необходимых специальностей: подготовка специалистов ВПО по специальности «Юриспруденция», но на базе выпускников СПО по специальности «Земельно-имущественные отношения». Уже состоялся первый набор на открытую Академией специализацию «Земельно-имущественные отношения» в рамках специальности ВПО «Юриспруденция», и стало понятно, что принятое три года назад решение об открытии в Юридическом колледже Российской академии правосудия специальности СПО «Земельно-имущественные отношения» было правильным. Это особенно важно в свете принятия Федерального закона РФ № 221 «О государственном кадастре недвижимости», который предусматривает усиление кадастровых служб и соответственно появляется потребность в юристах, знающих кадастровое дело.
Диверсификация образования на уровне высшего профессионального юридического образования и экономической специальности среднего профессионального образования вполне перспективна, с точки зрения развития системы и самого вуза.