Уровень цен и ценность денег
Предположим, что за какой-то период времени стоимость стаканчика мороженого выросла с 10 центов до одного доллара. Какой вывод можно сделать из того, что люди проявляют готовность платить больше денег за тот же самый товар? Возможно, они получают от мороженого гораздо больше удовольствия, чем прежде (например, из-за того, что в нем используется новое ароматическое вещество)? Более вероятно, что степень наслаждения мороженым осталась приблизительно той же, но уменьшилась ценность денег, необходимых для его покупки. Так что, на первый взгляд, инфляция в большей мере связана с ценностью денег, чем со стоимостью товаров.
Данное предположение указывает нам путь к объяснению инфляции. Когда происходит рост индекса потребительских цен (ИПЦ) или других показателей стоимости потребительской корзины, многие прежде всего обращают внимание на цены отдельных товаров, входящих в ее состав, и делают, например, такие выводы: «В прошлом месяце ИПЦ вырос на 3 % за счет двадцатипроцентного роста стоимости кофе и тридцатипроцентного роста цены горючего, используемого для отопления домов». Хотя такой подход действительно основывается на информации о происшедших в экономике изменениях, он упускает из виду главное: инфляция представляет собой явление, которое прежде всего относится к ценности используемого в экономике средства обращения.
Общеэкономический уровень цен может рассматриваться с двух точек зрения:
- Его можно рассмотреть как стоимость товаров и услуг, входящих в состав потребительской корзины. Это означает, что, когда уровень цен возрастает, население вынуждено платить большие суммы денег за приобретаемые товары и услуги.
- Однако мы можем рассматривать уровень цен и как меру ценности или стоимости денег. То есть повышение уровня цен означает снижение стоимости денег, так как теперь каждый доллар в вашем бумажнике позволяет вам приобрести меньшее количество товаров и услуг.
Эту мысль полезно выразить математически. Предположим, что P — уровень цен, измеренный, например, с помощью ИПЦ или дефлятора ВВП, который определяет количество долларов, необходимое для оплаты товаров и услуг из потребительской корзины. Очевидно, что в этом случае количество товаров и услуг, которое можно купить на $ 1, будет равно 1/Р. Другими словами, если P — ценность товаров и услуг в денежном выражении, то 1/P — ценность денег, измеренная в количестве товаров и услуг.
Поэтому, когда общий уровень цен возрастает, ценность денег уменьшается.