Конспект экономиста:)

Меню

Управленческий персонал социальных служб: назначение и специфика труда

нет комментариев

В организационно‑управленческой деятельности министерства и его структурных подразделений особая роль принадлежит аппарату. Кстати, среди министерств Республики Министерство труда и социальной защиты самое крупное, в его штате более 300 человек. От их профессионализма, управленческого опыта и мастерства зависит успех слаженной работы всех структурных подразделений, всех работников социальной системы, а также реализация государственной политики в области труда и социальной защиты.

Современный менеджмент системы социальной защиты населения Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов и подходов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта. На его развитие оказывают влияние мировые теоретические концепции, отражающие перемены в теории и практике менеджмента как социального явления, а также эволюцию научных поисков, изменения в содержании и практике социальной работы. Прежде всего это такие теории и модели, как социолого-ориентированные, психолого-ориентированные и комплексно-ориентированные.

Формирование современной национальной модели социальной защиты в Республике Беларусь базируется на использовании тех концептуальных посылок каждой из названных моделей, которые в наибольшей мере соответствуют белорусскому менталитету и могут быть адаптированы с учетом происходящих в Республике социально-экономических перемен, новых управленческих технологий.

Прежде всего национальная модель управления и организации социальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, в основе которой –опора на структурные компоненты системы, признание особой роли социальной политики, оптимизация деятельности учреждений и организаций социальной сферы, социальных работников, создание условий, предпосылок эффективной социальной работы среди различных категорий нуждающихся, развитие самопомощи и др.

Кого же относят к управленческому персоналу и какова специфика его деятельности в системе менеджмента социальной защиты?

Управленческий персонал (руководители, специалисты, другие служащие) — это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель и содержание труда которых – управление человеческими ресурсами, обеспечение наиболее эффективного их использования и развития в соответствии с миссией организации.

Управленческий персонал во всех сферах жизнедеятельности человека осуществляет особый объем управленческой деятельности, без которой немыслима никакая общественно-полезная работа. Специфика труда профессионального управленца любой отрасли состоит в том, чтобы создать необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки и условия для эффективного труда и развития людей, непосредственно занятых выполнением соответствующих производственных, воспитательных функций. Без этих условий их труд практически невозможен. Менеджер воздействует на подчиненных путем использования информации как в документальной форме (проекты, чертежи, бизнес-планы, распоряжения и т.п.), так и в устной. Предмет и продукт его труда носит информационный характер. Это преимущественно умственный труд. В этом особенность управленческого труда.

С учетом характера и содержания труда управленческих кадров их подразделяют на три группы: руководители, специалисты, другие служащие (технические исполнители). Каждой из этих групп присущи свои виды труда и конкретные управленческие операции. В целом управленческому аппарату присущи три вида умственного труда: эвристический труд; административный труд; операторный труд.

Эвристический труд – это прежде всего труд руководителей и специалистов. Он наиболее полно отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и разработке различных управленческих вопросов: перспективное и текущее планирование, анализ деятельности, определение направлений совершенствования дела и т.д. Результатом этой деятельности являются выработка, принятие и реализация управленческих проектов, человедческих технологий.

Два вида операций включает эвристический труд.

Аналитические операции заключаются в получении и восприятии социальной, психологической информации, необходимой для принятия решений, коррекционной деятельности: это – рассмотрение и изучение различных документов и литературных источников; исследовательских материалов, проведение устных бесед, опросов и непосредственных наблюдений; изложение результатов анализа в соответствующих документах (справках, докладах, аналитических обзорах); постановка или уточнение диагноза существующего положения.

Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием разного рода решений, разработкой коррекционных технологий и т.д. Эти операции различаются в зависимости от содержания, характера и сложности проблем, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.

Административный труд – труд руководителей, а также других работников, на которых помимо их исполнительных функций возложены функции руководства. Это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности, координация деятельности подразделений коллектива.

Административный труд включает следующие операции:

  • Служебно-коммуникационные (передача и прием устной информации – телефонные переговоры, обход рабочих мест, прием сотрудников и посетителей и т.д.).
  • Распорядительные (доведение решений до исполнителей: устные распоряжения, письменные приказы, указания, задания исполнителям, утверждение составленных ими личных планов, устные инструктажи, составление и утверждение письменных инструкций и др.).
  • Координационные (взаимная увязка работы подразделений и служб: совещания и заседания, план-график работ с указанием исполнителей и сроков реализации и др.).
  • Контрольно-оценочные операции (контроль исполнения планов, приказов, решений совещаний, заседаний, поручений, оценка работы коллективов подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания).

Операторный труд. Это главным образом труд технических исполнителей по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного характера, необходимых для информационного обеспечения процессов производства, труда и управления. Особенность этого вида труда – сочетание наиболее простых элементов умственной работы с действиями, требующими некоторых физических усилий.

По содержанию операторный труд можно характеризовать как информационно‑технологическую работу, включающую следующие виды операций:

  • документационные (письменная работа, оформление документов, их копирование, размножение, транспортировка, хранение, прием и выдача, обработка корреспонденции)
  • первично-счетные и учетные (счет материалов, заготовок, полуфабрикатов, деталей, готовой продукции, документов, регистрация и контроль времени, табельный учет, учет работы и простоев оборудования и др.)
  • коммуникационно-технические (восприятие, преобразование, кодирование и декодирование информации, звуковая и оптическая сигнализация, передача визуально воспринимаемых сообщений, ввод информации в ЭВМ и другие технические средства)
  • вычислительные и формально-логические (арифметические и алгебраические действия, инженерные и диагностические расчеты, а также другие операции переработки информации по заранее составленной программе)

Содержание труда служащих изменяется, требует высокого уровня образования, профессионализма, знания информационных процессов и технических средств.

С учетом больших объемов труда управленческого персонала в аппаратах системы соцзащиты как и в других сферах, можно выделить три уровня их деятельности:

  • институциональный уровень (управление высшего звена)
  • управленческий уровень (управление среднего звена)
  • технический уровень (управление низового звена)

Работники каждого уровня управленческой иерархии реализуют присущие им задачи.

На различных уровнях управленческой деятельности (высший, средний, низовой) менеджерам требуются различные виды знаний и опыта (концептуальные, человеческие, технические) и разные объемы затрачиваемого времени на выполнение основных управленческих функций (планирование, организация, контроль).

Важно понять одну истину: реализация управленческих функций, выполнение конкретных управленческих операций руководителями разных уровней – есть процесс взаимодействия субъектов и объектов управления, процесс социального взаимодействия. Социальное взаимодействие связывает в «единую связку», «единый блок» индивидов и организационные системы, призванные осуществлять управление данной сферой, регионом, коллективом, регулировать совместную жизнь и деятельность людей. Социальный менеджмент реализует эти функции в социальной сфере и социальной среде в разных масштабах: на уровне общества в целом, на уровне территориальных образований, представляющих собой разные социальные общности населения (нации, социальные группы и др. виды человеческих общностей) – вплоть до малых их образований – трудовых, учебных и др. коллективов, семьи, групп по интересам и т.д. Социальное управление – есть воздействие и взаимодействие людей, социальных образований по поводу развития и удовлетворения их материальных и духовных потребностей, осуществляющееся на основе информации.

Социальный менеджмент исходит также из общетеоретических представлений о менеджменте как социальном явлении, как исключительно важном практическом способе рационального влияния на совместную деятельность людей в различных сферах их существования.

Социальное управление, чтобы быть эффективным, должно предусматривать наличие определенных качеств социально-управленческих взаимодействий и воздействий. Оно будет результативным, если эти воздействия станут систематическими, целенаправленными, научно обоснованными, опирающимися на прогрессивные тенденции развития субъектов и объектов социального менеджмента.

Исследования показывают, что управленческий труд сильно отличается от неуправленческого. Его главные приметы: интеллектуальная насыщенность, опора на информационный материал, целенаправленность и систематичность. Управленческий труд дает простор, создает условия для всех других видов человеческой деятельности, для взаимодействия, скоординированности усилий индивидов и социальных образований.

Содержание современных требований к профессиональной подготовке служащих аппарата управления определяют перемены, которые происходят в экономике, социально-политической жизни общества. Запад сейчас ориентирован на динамичность этих перемен по разным направлениям: перемен на рынках, в интересах потребителя (маркетинговая концепция управления), ориентация на особенности децентрализации и «горизонтального» управления (в противовес иерархическому), а самое главное – на перемены, касающиеся личности менеджера, его таланта, на человеческий фактор в целом, управленческую культуру организации (коллектива). Наиболее известной здесь стала укрупненная классификация качеств менеджера: система знаний (концептуальные качества), система квалификаций (умение делать, реализовывать) и система ценностей (отношение к себе, другим, обществу, работе и т.д.). Близкую, но более подробную, предметную характеристику качеств современного руководителя предлагает Дж. Брайенес. Он выделяет:

  • аналитические качества (умение видеть организацию, предприятие в целом, определять его цели, оценивать окружающую среду, формулировать планы, намечать стратегию)
  • социальные качества (умение работать с людьми и через людей, влиять на них, общаться с ними, налаживать между ними кооперацию, развивать человеческий потенциал, строить хорошие взаимоотношения)
  • эмоциональные качества (способность работать в условиях стресса и неопределенности, идти на риск, управлять хаосом, быть эмоционально сильным, контролировать себя)

Особое место в системе качеств руководителя и его управленческой деятельности занимает проблема ответственности. Это качество особо важно для социальных работников всех уровней.

Немецкие специалисты предлагают развернутый вопросник, который напоминает руководителям о направлениях и объемах их ответственности за успех коллектива, за результативность работы и судьбы подчиненных. Назовем некоторые из них:

  • Достаточно ли тщательно выбран каждый исполнитель?
  • Проверен ли сотрудник на предмет соответствия выполняемым задачам?
  • Какие принимались меры, чтобы научить сотрудников выполнять их работу, чтобы они углубили и продолжили свою профессиональную подготовку?
  • Ясными ли были указания?
  • Достаточно ли основательным был инструктаж при решении новых задач?
  • Хватает ли сотрудникам времени для выполнения работы?
  • Есть ли соответствующие удобные средства труда и рабочие места?

Подобный вопросник (с учетом специфики социального управления) может быть весьма полезен в самоопределении руководителей и работников управленческих аппаратов социальной сферы разных уровней.

Динамика современной жизни предъявляет новые, повышенные требования к управленческой деятельности. Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис, сформулировав на основе исследований одиннадцать основных факторов, которые будут влиять на процесс управления в ближайшие десятилетия, пришли к выводу, что современному управленцу объективно необходимы следующие навыки и способности:

  • способность управлять собой
  • разумные личные ценности
  • четкие личные цели
  • упор на постоянный личный рост
  • навык решать проблемы
  • изобретательность и способность к инновациям
  • высокая способность влиять на окружающих
  • знание современных управленческих подходов
  • способность руководить
  • умение обучать и развивать подчиненных
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

Каждый менеджер, каждый социальный работник способен оценить свои возможности, соотнести их с требованиями времени и «побороть» потенциальные ограничения при их обнаружении. Такими ограничениями, по мнению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, могут быть:

  • неумение управлять собой
  • размытые личные ценности
  • смутные личные цели
  • остановленное саморазвитие
  • недостаточность навыка решать проблемы
  • недостаток творческого подхода
  • неумение влиять на людей
  • недостаточное понимание особенностей управленческого труда
  • слабые навыки руководства
  • неумение обучать
  • низкая способность формировать коллектив

Важность названных качеств и навыков для управленцев социальной сферы трудно переоценить.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)