Конспект экономиста:)

Меню

Комментарий к главе 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ» Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь

нет комментариев

Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы согласно ст. 52 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) заключаются в привлечении осужденного к труду по месту работы осужденного с удержанием из его заработка от 10 до 25% (от 5 до 15% при назначении данного наказания лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет). Исправительные работы могут назначаться только в качестве основного наказания. Это — одно из самых распространенных наказаний, применяемых в Республике Беларусь. Его удельный вес в числе всех назначаемых судами республики наказаний вплоть до 2006 года составлял ежегодно в среднем 25%. В последующие годы удельный вес этого наказания существенно сократился и в 2007 — 2010 гг. составил соответственно: 19,7; 19,7; 14,3; 10,9%.

Данный вид наказания может быть назначен по приговору суда в соответствии с санкцией статьи Особенной части УК в качестве основного наказания либо по определению суда при замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 91, ч. 4 ст. 93, ч. 2 ст. 95, ст. 120 УК). Исправительные работы могут быть также назначены постановлением кассационной или надзорной судебной инстанции при изменении приговора суда первой инстанции.

Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденных, то есть в организации, независимо от формы собственности, где находится трудовая книжка осужденного и где он получает заработную плату, из которой производятся соответствующие удержания.

После вступления приговора в законную силу суд направляет в уголовно-исполнительную инспекцию распоряжение об исполнении приговора вместе с копией приговора. Если приговор был изменен в кассационном или надзорном порядке либо исправительные работы назначены в порядке замены неотбытой части наказания более мягким, суд вместе с распоряжением и копией приговора направляет в уголовно-исполнительную инспекцию определение либо постановление суда.

Со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию указанных документов до привлечения осужденных к отбыванию наказания должно пройти не более 15 дней.

Учет осужденных к исправительным работам, контроль за исполнением ими назначенного наказания ведут уголовно-исполнительные инспекции по месту работы осужденных (ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК)). Согласно п. 54 — 55 Инструкции по организации работы уголовно-исполнительных инспекций, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 03.08.2006 N 211, осужденные, отбывающие исправительные работы не по месту выплаты им заработной платы (если работа продолжается свыше 2 месяцев), состоят на учете в инспекции по месту фактического выполнения работы, которая осуществляет контроль за их поведением и отношением к труду. При необходимости правильность и своевременность производства удержаний из заработной платы таких осужденных по поручению инспекции, в которой они состоят на учете, может контролировать инспекция по месту выплаты заработной платы.

Если место жительства осужденного расположено в зоне деятельности одной инспекции, а место работы — другой, то осужденный ставится на учет инспекцией по месту расположения организации, в которой работает осужденный.

После регистрации поступившей в инспекцию копии приговора (определения, постановления) в журнале учета осужденных к исправительным работам на каждого осужденного заполняется учетная карточка и заводится личное дело. Затем инспекция не позднее десяти дней направляет в суд, постановивший приговор, извещение о принятии приговора к исполнению, а осужденного вызывает для беседы. В ходе беседы уточняются и проверяются его анкетные данные. Выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказать положительное воздействие на осужденного, и др. Осужденному разъясняются порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности, основания и порядок применения мер поощрения и взыскания. О проведенной беседе составляется справка, у осужденного отбирается подписка о том, что ему разъяснены порядок и условия отбывания рассматриваемого наказания. Данные документы подшиваются в личное дело.

Не позднее следующего дня после проведенной беседы и оформления необходимых документов инспекция направляет в организацию по месту работы осужденного извещение вместе с копией приговора (постановления, определения) суда.

В контроль, осуществляемый уголовно-исполнительной инспекцией за исполнением наказания в виде исправительных работ, входит контроль как за действиями администрации по исполнению этого наказания, так и за поведением самого осужденного. Осуществляя контроль за действиями администрации, инспекция проверяет, как соблюдаются условия отбывания осужденным наказания и как администрация выполняет предписания приговора, в частности, правильно ли и своевременно ли производятся удержания из заработной платы осужденных и перечисляются ли удержанные суммы в соответствующий бюджет.

Контролируя поведение осужденных, инспекция в целях формирования законопослушного поведения и предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных проводит с ними воспитательную работу, которая может выражаться в посещении их места работы, места жительства, проведении бесед, применении мер поощрения и взыскания.

Если в период отбывания наказания у осужденного возникла необходимость по собственному желанию перейти на другое место работы, то увольнение с работы может быть произведено только с согласия уголовно-исполнительной инспекции, которая после проверки причин предстоящего увольнения и в зависимости от поведения осужденного может выдать разрешение на такое увольнение, либо отказать в нем. Отказ в увольнении должен быть мотивирован.

Если осужденный не является по вызову в инспекцию, она принимает решение о его принудительном приводе.

На инспекцию возложены также обязанности проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных, если они скрываются. В случае неустановления местонахождения осужденного инспекция в течение 15 дней после выявления этого факта обязана вынести постановление об объявлении осужденного в розыск.

Неработающие осужденные ставятся на учет в инспекции по месту их жительства. Здесь же состоят на учете трудоустроившиеся осужденные, но не приступившие к работе без уважительных причин.

Если осужденные к исправительным работам к моменту вступления приговора в законную силу не имеют места работы, инспекция обязана направить их в органы по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства. При этом вначале инспекция предлагает осужденному в 15-дневный срок устроиться на работу самостоятельно. По истечении указанного срока в случае, если осужденный не трудоустроился, инспекция выдает ему предписание о направлении в органы по труду, занятости и социальной защите. Наряду с этим у него отбирается обязательство о том, что он получил предписание, согласно которому обязуется прибыть в установленное время в соответствующие органы с обращением за содействием в трудоустройстве. Кроме того, осужденный обязуется при трудоустройстве или регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите немедленно сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Осужденный также в обязательстве констатирует, что ему разъяснено, что уклонение от явки в органы по труду, занятости и социальной защите является нарушением порядка и условий отбывания исправительных работ и что он не вправе отказаться от предложенной ему этими органами работы по месту жительства.

Если в процессе отбывания наказания осужденные достигнут пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет), либо получат инвалидность I или II группы, либо заболеют активной формой туберкулеза, либо им будет предоставлен отпуск по уходу за ребенком или женщине в связи с беременностью, уголовно-исполнительная инспекция принимает меры по освобождению указанных лиц от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким.

В указанных случаях инспекция направляет в суд представление для решения вопроса об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо о замене наказания более мягким.

В представлении, утверждаемом начальником уголовно-исполнительной инспекции, кроме общих сведений об осужденном (фамилия, имя, отчество, год рождения, по какой статье УК осужден, на какой срок назначены исправительные работы, процент удержаний из заработка и др.) должны содержаться сведения о дате постановки его на учет, какой срок наказания им отбыт, какой срок остался для отбывания на момент вынесения представления, а также сведения, характеризующие личность осужденного, его поведение, отношение к труду, выполнению возложенных на него обязанностей, о допущенных нарушениях порядка и условий отбывания наказания, общественного порядка, трудовой дисциплины, о примененных к нему мерах воздействия, данные о состоянии здоровья осужденного, группы инвалидности при признании его инвалидом и др. Если представление вносится в отношении женщины в связи с ее беременностью, в представлении указываются сведения о предоставлении отпуска по беременности и родам.

В представлении также указывается мнение уголовно-исполнительной инспекции относительно досрочного освобождения осужденного от наказания или замены неотбытой части наказания более мягким. Если это касается случаев признания осужденного инвалидом I или II группы, то представление в суд вносится о досрочном освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

Осужденная беременная женщина освобождается от наказания в виде исправительных работ со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам. Инспекция, направляя представление в суд, должна приобщить к нему соответствующие документы, подтверждающие право на отпуск беременной женщины (справка с места работы с указанием даты предоставления отпуска по беременности и родам и др.).

Поскольку согласно ч. 6 ст. 37 УИК контроль за поведением осужденных к исправительным работам, не достигших 18-летнего возраста, осуществляется не только уголовно-исполнительной инспекцией, но и инспекцией по делам несовершеннолетних, сотрудник уголовно-исполнительной инспекции при постановке на учет указанной категории осужденных направляет рапорт начальнику органа внутренних дел, в котором сообщаются сведения об осужденном, в том числе каким судом, когда, по какой статьей УК был осужден, вид и срок наказания, назначенный судом. В рапорте содержится просьба поручить начальнику инспекции по делам несовершеннолетних поставить осужденного на учет и осуществлять контроль за его поведением по месту жительства, о чем ежеквартально письменно информировать уголовно-исполнительную инспекцию.

Условия отбывания наказания в виде исправительных работ

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания исправительных работ. При постановке их на учет в уголовно-исполнительной инспекции им разъясняются порядок и условия отбывания этого наказания, последствия уклонения и злостного уклонения от его отбывания.

Условия отбывания наказания в виде исправительных работ в литературе подразделяют на общие и специфические. К общим условиям относятся требования, предъявляемые к осужденному как к работнику в соответствии с трудовым законодательством. Он должен добросовестно относиться к работе, соблюдать трудовую дисциплину. К специфическим условиям относятся требования, предъявляемые к лицу как к осужденному, связанные с карательным содержанием данного наказания и направленные на обеспечение его исполнения. Данные условия относятся также к администрации той организации, в которой работает осужденный. В частности, она обязана производить из заработка осужденного удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда. Такие удержания производятся ежемесячно.

К специфическим условиям отбывания рассматриваемого наказания относится также требование соблюдать установленный законом запрет прекращать трудовой договор без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. По общему правилу инспекция не должна препятствовать переходу осужденного с одного места работы на другое. Однако в каждом случае она должна тщательно выяснять причины такого перехода, а также учитывать поведение осужденного по прежнему месту работы, его характеристику. Если инспекция посчитает причины прекращения трудового договора осужденного с организацией обоснованными (например, желание улучшить материальное положение, найти место работы, ближе расположенное к месту жительства, и т.п.), она обязана дать ему письменное разрешение. На основании этого разрешения производится увольнение работника по собственному желанию или по согласованию сторон.

Данное требование относится и к администрации организации, в которой отбывает наказание осужденный. Она не вправе удовлетворить просьбу осужденного о его увольнении без письменного согласия уголовно-исполнительной инспекции.

Указанный запрет обеспечивает строгий контроль за поведением осужденного и способствует пресечению возможного уклонения его от отбывания наказания.

Уголовно-исполнительная инспекция в случае, если доводы осужденного о смене места работы не будут признаны обоснованными, вправе отказать в выдаче разрешения о прекращении трудового договора. Однако такой отказ должен быть мотивирован в письменной форме. При несогласии осужденного с решением уголовно-исполнительной инспекции он может обжаловать его вышестоящему начальнику либо в суд.

Условием, обеспечивающим исполнение исправительных работ, является установленная ч. 4 ст. 37 УИК обязанность осужденного, который не имеет работы, трудоустроиться самостоятельно или стать на учет в органах по труду, занятости и социальной защите. Срок для этого установлен в 15 дней со дня оставления прежнего места работы. В случае если осужденному не удалось самостоятельно трудоустроиться и он стал на учет в соответствующих органах, то он не вправе отказываться от предложенной ему работы по месту жительства.

В обязанности осужденного при изменении места работы или места жительства входит обязанность сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию не позднее пяти дней.

К условиям отбывания наказания в виде исправительных работ относится также требование, касающееся отпусков осужденного. По общему правилу осужденный, как и любой другой работник, имеет право на трудовые отпуска (основной и дополнительные). Однако данные отпуска не могут быть предоставлены администрацией организации без согласования с уголовно-исполнительной инспекцией. Что касается социальных отпусков, предусмотренных ст. 150 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, по уважительным причинам личного и семейного характера), то они предоставляются осужденному на общих основаниях в соответствии с трудовым законодательством. Однако администрация обязана в случае предоставления любого такого отпуска не позднее трех дней уведомить уголовно-исполнительную инспекцию по месту отбывания осужденным наказания.

Исчисление срока наказания в виде исправительных работ

В соответствии со ст. 76 УК срок исправительных работ исчисляется в месяцах, годах и днях. При этом для исчисления срока отбывания наказания в виде исправительных работ учитывается только то время (годы, месяцы, дни), когда осужденный работал, и из его заработка производились удержания.

Исчисление срока производится на основании данных о количестве дней, подлежащих включению в срок отбывания наказания, содержащихся в расчетных сведениях, представляемых ежемесячно нанимателем. Указанное количество дней должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся в соответствии с графиком работы организации на каждый месяц, отдельные его периоды и установленный судом календарный срок наказания (например: если в расчетных сведениях указано, что в предыдущем месяце осужденный по графику должен был отработать 21 день и он отработал 21 день, то в срок наказания инспекция засчитывает 1 месяц).

В случае если количество дней, подлежащих включению в срок отбывания наказания в данном месяце, превышает число рабочих дней, предусмотренных графиком, в срок отбывания наказания засчитывается один календарный месяц (например: если в расчетных сведениях указано, что в предыдущем месяце осужденный по графику должен был отработать 21 день, а он отработал 23 дня, то в срок наказания инспекция засчитывает 1 месяц).

Если осужденный в установленный судом срок наказания не отработал необходимое количество рабочих дней, то при отсутствии оснований для зачета неотработанных рабочих дней в срок наказания отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней (например: если в расчетных сведениях указано, что в предыдущем месяце осужденный по графику должен был отработать 21 день, а отработал — 20 дней, 1 день — прогул, то в срок наказания инспекция засчитывает 1 месяц, но осужденный должен отработать сверх срока наказания еще 1 день).

В случае неполного рабочего месяца, являющегося следствием отсутствия объема работ (остановки предприятия), в срок наказания засчитывается календарный месяц (например: если в расчетных сведениях указано, что в предыдущем месяце осужденный в связи с отсутствием объема работ должен был отработать 10 дней и он отработал 10 дней, то в срок наказания инспекция засчитывает 1 месяц).

Если нанимателем или коллективным договором определен неполный рабочий день и осужденный отработал установленные графиком работы дни, то в срок наказания засчитывается календарный месяц.

Срок исправительных работ начинает исчисляться со дня получения администрацией организации, где работает осужденный, из уголовно-исполнительной инспекции копии приговора (определения, постановления) суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции с данными об осужденном, назначенном ему наказании, а также с перечнем обязанностей администрации организации по соблюдению условий отбывания наказания.

В срок отбывания исправительных работ не засчитывается время, в течение которого осужденный официально был признан безработным.

Вместе с тем если осужденный находился в оплачиваемом отпуске (в любом из его видов), то это время засчитывается в срок исправительных работ. В этот срок засчитывается также время, когда осужденный отсутствовал на работе по уважительным причинам и ему за этот период начислялась заработная плата: время заболевания осужденного (кроме заболевания, вызванного алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо действиями, связанными с ними), время, предоставленное осужденному для ухода за больным, и др.

Осужденный к исправительным работам имеет право на освобождение его от отбывания наказания или замену наказания более мягким в случае, если он заболел тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, что предусмотрено в ч. 2 ст. 92 УК. При этом уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от наказания с данными о его поведении, а также заключение медицинской или медико-реабилитационной экспертной комиссии и личное дело осужденного. В случае же заболевания иной болезнью, если она продолжается более четырех месяцев подряд, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции решает вопрос об отсрочке исполнения этого наказания в порядке, предусмотренном ст. 402 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

В ч. 5 ст. 39 УИК предусмотрены особенности исчисления срока исправительных работ для осужденных, работающих в организациях, где применяется суммированный учет рабочего времени, то есть в непрерывно действующих организациях либо там, где по условиям производства (работы) невозможно или нецелесообразно экономически соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени (ст. 126 ТК). В таких организациях срок отбывания исправительных работ исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного числа рабочих часов. Согласно ст. 126 ТК учетным периодом в таких случаях признается период, в пределах которого должна быть соблюдена в среднем установленная для данной категории работников норма продолжительности рабочего времени в неделю. Продолжительность учетного периода устанавливается нанимателем и не может превышать одного календарного года. Учетный период может определяться календарными (месяц, квартал) или иными периодами. Сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать нормы часов за этот период, рассчитанной в соответствии со ст. 112 — 117 ТК. Еженедельная продолжительность рабочего времени при суммированном учете может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю (статьи 112 — 114 ТК). При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 часов.

Для отдельных категорий работников (лиц моложе 18 лет, учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, инвалидов I и II группы и др. — ст. 114 ТК) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Если осужденному, работающему в организации с суммированным учетом рабочего времени, предоставляется отгул за работу сверх нормальной продолжительности, то время отгула засчитывается в срок наказания.

В срок отбывания наказания в виде исправительных работ не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам (например, прогул).

В указанный срок не засчитывается также время заболевания, вызванного алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо действиями, связанными с таким опьянением. В этих случаях осужденному выдается не листок временной нетрудоспособности, а справка либо акт медицинского освидетельствования.

Не засчитывается в срок исправительных работ время отбывания ареста или исправительных работ, назначенных в качестве меры административного взыскания, время содержания под стражей, назначенного в качестве меры пресечения по другому уголовному делу.

Обязанности администрации организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ

Поскольку основным карательным содержанием наказания в виде исправительных работ является удержание из заработка осужденного определенной суммы в доход государства, важной обязанностью администрации организации, в которой отбывает наказание осужденный, является обеспечение правильного и своевременного удержания и перечисления удержанных сумм в соответствующий бюджет. Такие удержания и перечисления должны производиться ежемесячно в точном соответствии с приговором суда. Свидетельством своевременности и правильности удержаний являются расчетные сведения, составляемые бухгалтерией организации и ежемесячно представляемые в уголовно-исполнительную инспекцию.

Администрация обязана также обеспечить достижение целей, стоящих перед наказанием: исправление осужденного, предупреждение совершения им новых преступлений. Для этого она призвана осуществлять контроль за его поведением по месту его работы и содействовать уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним посредством применения мер поощрения и взыскания. На администрацию возложена также обязанность соблюдения условий отбывания исправительных работ, предусмотренных в ст. 38 УИК, касающихся запрета прекращать трудовой договор с осужденным по соглашению сторон или по собственному желанию осужденного без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, а также предоставления или непредоставления осужденному отпусков.

Условием успешного исполнения наказания в виде исправительных работ является тесное взаимодействие администрации с уголовно-исполнительной инспекцией. Поэтому администрация должна своевременно представлять в уголовно-исполнительную инспекцию сведения о примененных к осужденным мерах поощрения или взыскания, об уклонении их от отбывания наказания, а также о переводе их на другую работу или об увольнении, если это произошло без согласия уголовно-исполнительной инспекции.

Должностное лицо администрации организации за неисполнение указанных обязанностей несет дисциплинарную ответственность. Оно также может нести и уголовную ответственность на основании ст. 423 УК за неисполнение приговора или иного судебного акта.

Порядок производства удержаний из заработка осужденных к исправительным работам

В целях обеспечения должного исполнения наказания в виде исправительных работ уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.

Правильность удержаний означает, что они должны производиться в точном соответствии с размерами, установленными приговором суда (в процентном исчислении от 10 до 25% у совершеннолетних осужденных, от 5 до 15% у лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет).

Своевременность удержаний означает, что они должны производиться администрацией организации, в которой работает осужденный, ежемесячно (один раз в месяц). Перечисление удержаний в доход государства осуществляется в день начисления заработной платы осужденному через инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — инспекции МНС).

Контроль уголовно-исполнительной инспекции за правильностью и своевременностью удержаний выражается в следующем. Уголовно-исполнительная инспекция получает от администрации организации расчетные сведения о количестве отработанных дней и общей сумме заработка, перечисленной в доход государства. В свою очередь инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — ИМНС) представляет реестры плательщиков, на основании которых данные о перечисленных денежных средствах заносятся в учетные карточки осужденных. Копии реестра плательщиков с указанием наименования и учетного номера плательщика, представленные ИМНС, а также расчетные сведения, полученные от администрации организации, в которой работает осужденный, подшиваются в номенклатурное дело, а в учетных карточках осужденных проставляется дата перечисления и номер реестра, а также делается отметка со ссылкой на порядковый номер, под которым эти документы подшиты.

Для осуществления контроля за правильностью удержаний и перечислением денежных сумм уголовно-исполнительные инспекции могут привлекать специалистов финансовых и налоговых органов.

Кроме ежемесячного контроля за правильностью удержаний и своевременностью перечисления денежных сумм в государственный бюджет уголовно-исполнительная инспекция проверяет правильность удержаний из заработной платы осужденного непосредственно по месту его работы. Такая проверка должна осуществляться не реже одного раза в течение всего срока отбывания наказания. О результатах проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации. А второй хранится в личном деле осужденного и используется для контроля за устранением недостатков в случае их обнаружения.

Если расчетные сведения о работе осужденного, его заработной плате и произведенных удержаниях представляются неверные или несвоевременно, инспекция вносит нанимателю представление, а при систематическом неисполнении — прокурору для привлечения виновных должностных лиц (главного бухгалтера, руководителя организации) к уголовной ответственности в соответствии со ст. 423 УК.

Удержания производятся из заработной платы осужденного по основному месту его работы за каждый отработанный месяц. На сумму удержаний не влияет то, что к осужденному имеются другие претензии по исполнительным листам (например, по возмещению причиненного вреда, по уплате средств на содержание детей или на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, уплате средств на содержание родителей и т.п.). Удержания производятся из всей суммы заработка до удержания из нее налогов и других платежей.

Вся сумма заработка включает все выплаты, не носящие единовременного характера (должностной оклад, ежемесячные премии, надбавки за стаж работы, за выслугу лет, квалификацию и т.п.).

Удержания производятся за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы. Если осужденный не проработал полного месяца в случае его увольнения или при истечении срока наказания, то удержания производятся за отработанную часть месяца.

В тех случаях, если работник получает зарплату не только в денежной, но и в натуральной форме, при производстве удержаний учитывается как денежная, так и натуральная части его заработка. При этом производится пропорциональное исчисление удержаний от обеих частей заработка. Но натуральная его часть переводится в денежное выражение.

Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования (пенсий, единовременных пособий), а также выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (материальная помощь, компенсация за неиспользованный отпуск, за работу в праздничные и выходные дни, выходное пособие, оплата командировочных расходов, оплата питания, рабочей одежды и др.).

При выплате осужденному пособий по временной нетрудоспособности их исчисление происходит из заработка, который остается после произведенных из него удержаний, установленных приговором суда.

Если отбывание наказания в виде исправительных работ уже начато, а впоследствии приговор суда был отменен с прекращением производства по делу, осужденному должны быть полностью возвращены суммы, удержанные из его заработной платы, путем перечисления указанных сумм на счет организации, где работает осужденный, которая и возвращает их своему работнику. Если на момент прекращения уголовного дела осужденный не работал или работал в другом месте, удержанные суммы возвращаются ему почтовым переводом. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора с прекращением производства по уголовному делу.

Размер удержаний, установленный приговором суда, может быть снижен. Основанием для этого служит ухудшение материального положения осужденного, которое может возникнуть в связи с его болезнью или болезнью членов семьи, увеличением состава семьи (рождение ребенка, усыновление, принятие обязанностей опекунства), уменьшением заработка и т.п. В таких случаях инициировать принятие судом решения об уменьшении удержаний могут как сам осужденный, так и по его просьбе уголовно-исполнительная инспекция либо администрация организации, в которой он работает. Основанием для рассмотрения указанного вопроса является ходатайство, поступившее в суд хотя бы от одного из указанных субъектов.

Меры поощрения, применяемые к осужденным к исправительным работам

Осуществляя контроль за исполнением наказания в виде исправительных работ и проводя воспитательную работу с осужденными, уголовно-исполнительная инспекция наделена правом применения к осужденным мер поощрения в виде объявления благодарности и досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Такие меры могут быть применены за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду. Факт хорошего поведения устанавливается с учетом того, что осужденный в течение достаточно длительного периода времени, приходящегося на исполнение наказания, не допускал каких-либо негативных проявлений, в том числе не совершал правонарушений (дисциплинарных, административных проступков). Добросовестное отношение к труду устанавливается на основе учета соблюдения осужденным трудовой дисциплины, ответственного отношения его к исполнению функциональных обязанностей, к порученному делу.

Применение мер поощрения фиксируется в постановлении, утверждаемом начальником уголовно-исполнительной инспекции, о чем делается отметка в личном деле осужденного. В постановлении указывается, за что конкретно применена мера поощрения (называются факты хорошего поведения и добросовестного отношения к труду). В постановлении ставится роспись осужденного, свидетельствующая о том, что он ознакомлен с ним.

В соответствии с ч. 9 ст. 187 УИК по отбытии осужденным установленной законом части срока наказания инспекция обязана в месячный срок рассмотреть вопрос о представлении осужденного к условно-досрочному освобождению от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием. При наличии оснований, предусмотренных в ст. 90 или 119 УК, осужденный к исправительным работам может быть представлен к условно-досрочному освобождению от наказания. Для этого требуется установление факта исправления лица, которое он должен доказать примерным поведением, а также отбытие соответствующей части срока наказания. В таких случаях инспекция вносит в суд представление о применении к осужденному условно-досрочного освобождения. Аналогично решается вопрос о замене исправительных работ более мягким наказанием при условии, что осужденный твердо встал на путь исправления и отбыл указанную в ст. 91 или ст. 120 УК часть срока наказания.

Ответственность осужденных за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

В статье 43 УИК регламентируются вопросы, связанные с ответственностью осужденных:

1) за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ, влекущее применение к осужденному мер взыскания;

2) за злостное уклонение от отбывания этого наказания, влекущее уголовную ответственность.

К нарушениям порядка и условий отбывания исправительных работ закон, прежде всего, относит нарушения, связанные с неустройством на работу. В частности, такими нарушениями являются:

  • а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня увольнения с прежнего места работы;
  • б) уклонение от постановки на учет в органах по труду, занятости и социальной защите населения в течение 15 дней;
  • в) отказ от предложенной работы без уважительных причин.

К нарушениям порядка и условий отбывания исправительных работ относится также неявка без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию. Однако такое нарушение будет иметь место лишь в том случае, если осужденный был вызван в инспекцию и факт такого вызова был документально подтвержден.

К вышеуказанным нарушениям относится также нарушение трудовой дисциплины на работе: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время; прекращение трудового договора по соглашению сторон или по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции.

За все виды нарушений, составляющих первую группу, уголовно-исполнительная инспекция может применить к осужденному такие меры взыскания, как выговор или установление на срок до трех месяцев обязательной явки на регистрацию в инспекцию не менее двух раз в месяц.

О применении меры взыскания сотрудник инспекции выносит постановление, утверждаемое начальником. В постановлении должно быть указано конкретно, за какое нарушение применено то или иное взыскание.

При оценке поведения осужденного следует иметь в виду положение закона, согласно которому осужденный считается не имеющим взысканий, если в течение одного года со дня наложения последнего взыскания он не был подвергнут новому взысканию.

Применяя меры взыскания к осужденному, нарушившему порядок и условия отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция выносит ему официальное предупреждение о том, что при злостном его уклонении от отбывания этого наказания он будет привлечен к уголовной ответственности.

К злостному уклонению от отбывания исправительных работ закон относит нарушения порядка и условия отбывания этого наказания, продолжающиеся после объявления осужденному официального предупреждения. При этом достаточно совершения после этого хотя бы одного нарушения для того, что внести представление в орган внутренних дел о привлечении лица к уголовной ответственности за злостное уклонение от отбывания исправительных работ на основании ст. 416 УК.

К злостному уклонению от отбывания данного наказания закон относит также случаи, когда осужденный скрылся с места жительства с целью уклонения от отбывания наказания. При этом для привлечения к уголовной ответственности лица не требуется предварительного официального предупреждения. Однако необходимо, чтобы осужденный был ознакомлен с порядком и условиями отбывания наказания в виде исправительных работ.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)