Обзор наиболее типичных административных правонарушений, право составления протоколов по которым предоставлено должностным лицам таможенных органов. Часть 2. Административные правонарушения (за исключением административных таможенных правонарушений)
Основные правовые акты в сфере таможенного регулирования, действующие для Республики Беларусь, несоблюдение требований которых приводит к привлечению лиц к административной ответственности
К основным правовым актам, несоблюдение требований которых приводит к привлечению лиц к административной ответственности, относятся:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 N 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее — постановление N 549);
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК);
- Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон «О бухгалтерском учете и отчетности»);
- Положение о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Положение);
- Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2002 N 298 «О вывозе из республики отходов и лома черных и цветных металлов» (далее — Указ N 298);
- Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТмК ТС);
- Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 66 (далее — Инструкция);
- Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 N 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему» (далее — Декрет N 16);
- Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 N 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Закон);
- Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (далее — Декрет N 11).
Наиболее типичные составы административных таможенных правонарушений (за исключением административных таможенных правонарушений), протоколы по которым были составлены должностными лицами таможенных органов за истекший период 2011 года
Согласно заключенному контракту от 15.07.2011 N 1507-11 в адрес ООО «Д» поступил товар (чай черный) на сумму 407786,4 рос.руб. Указанный товар был оприходован ООО «Д» 24.08.2011, что подтверждается соответствующей справкой.
Постановлением N 549 определено, что импортная статистическая декларация представляется для регистрации таможенному органу не позднее 7 рабочих дней с даты оприходования товаров.
В соответствии с указанными требованиями на ООО «Д» возлагалась обязанность представить таможенному органу для регистрации импортную статистическую декларацию на товар (чай черный) до 02.09.2011 включительно.
Импортная статистическая декларация на товар была представлена ООО «Д» в таможенный орган 16.09.2011, то есть с нарушением установленного срока на 14 календарных дней.
Таким образом, ООО «Д» в нарушение установленных подпунктом 1.3 пункта 1 постановления N 549 требований не представило в установленный срок импортную статистическую декларацию, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.44 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
06.08.2011 ЧТУП «Ш» осуществляло перевозку из Российской Федерации в адрес ООО «Т» (г. М., Республика Беларусь) товара — компьютерных комплектующих.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Под транспортировкой товара в нарушение установленного законодательством порядка понимается транспортировка без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов и транспортировка при несоответствии данных документов действительности (пункт 2.17 раздела 2 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 N 8).
Таможенным органом, ведущим административный процесс, было установлено, что товарная накладная, по которой по территории Республики Беларусь транспортировался товар, не соответствует действительности, так как получателем и лицом-плательщиком в отношении транспортируемого товара в товарной накладной было указано ООО «Т» (г. К., Российская Федерация).
Как следствие, товарная накладная, по которой транспортировался товар, не может являться документом, достоверно подтверждающим факт совершения хозяйственной операции — поставки и транспортировки из Российской Федерации в Республику Беларусь компьютерных комплектующих, так как получателем и плательщиком в отношении этих товаров в товарной накладной указан российский субъект хозяйствования.
Таким образом, ЧТУП «Ш» транспортировало товар — компьютерные комплектующие в нарушение установленного законодательством порядка, а именно при наличии не соответствующих действительности документов, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 12.17 КоАП.
06.08.2011 таможенным органом было установлено, что в помещении (складе), принадлежащем ООО «ТБ», находится товар — компьютерные комплектующие, ноутбуки, на которые ООО «ТБ» не были представлены документы о их приобретении (поступлении).
В соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 22 НК плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:
- подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальных ценностей;
- подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, — в местах реализации.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.
Такими подтверждающими документами в соответствии с Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», в части приобретения (поступления) товарно-материальных ценностей могут служить первичные учетные документы форм ТН-2, ТТН-1.
Таким образом, ООО «ТБ» осуществляло хранение компьютерных комплектующих, ноутбуков в нарушение установленного законодательством порядка, а именно без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 12.17 КоАП.
12.06.2011 гражданин Республики Казахстан С., являясь представителем (водителем-экспедитором) перевозчика «ТОО Н.Т.», перемещал транзитом через территорию Республики Беларусь из Республики Казахстан в Республику Польша табак с неотделенной средней жилкой без сопровождения в установленном законодательством порядке подразделением Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Согласно пункту 26-1 Положения перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь табачное сырье и табачные изделия подлежат обязательному сопровождению в установленном законодательством порядке подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (при перемещении автомобильным транспортом).
Таким образом, водитель-экспедитор перевозчика «ТОО Н.Т.» гражданин С., нарушив вышеуказанные требования пункта 26-1 Положения, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 8 статьи 12.23 КоАП.
28.07.2011 гражданин К., следуя на транспортном средстве марки «Ауди» из Республики Беларусь в Республику Польша, в ходе проведения таможенных операций заявил таможенному органу об отсутствии у него товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином К. требований таможенного законодательства, у последнего был обнаружен товар — сигареты в ассортименте в количестве 175 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, маркированные акцизными марками Республики Беларусь, общей стоимостью 381500 бел.руб., что меньше сорока базовых величин.
Сигареты были сокрыты от таможенного контроля в конструктивной полости радиомагнитолы, за обшивкой потолка салона автомобиля, за обшивкой дверей и боковых стоек, в моторном отсеке транспортного средства в воздушном фильтре.
Доступ к указанным товарам стал возможен после выкручивания шурупов, крепящих элементы декоративных обшивок, после отщелкивания фиксаторов воздушного фильтра.
В ходе проведения таможенных операций таможенным органом было установлено, что у гражданина К. отсутствуют документы, подтверждающие легальность приобретения перемещаемых сигарет, количество которых превышает тысячу штук.
Таким образом, гражданин К. перевозил по территории Республики Беларусь более тысячи сигарет без документов, подтверждающих легальность их приобретения, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.27 КоАП.
12.08.2011 в М-ом районе М-ой области был установлен факт перемещения гражданином Б. из Республики Беларусь в Российскую Федерацию лома свинца в количестве 1017 кг.
В соответствии с пунктом 1 Указа N 298 определены субъекты, имеющие право вывоза лома и отходов черных и цветных металлов из Республики Беларусь. Физическим лицам такое право Указом N 298 не предоставлено.
Таким образом, гражданин Б. нарушил установленный порядок вывоза из Республики Беларусь лома цветных металлов, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.29 КоАП.
17.02.2011 в К-ом районе М-ой области был установлен факт перемещения гражданином Х. из Республики Беларусь в Российскую Федерацию лома черного металла смешанного в количестве 1590 кг.
В соответствии с пунктом 1 Указа N 298 определены субъекты, имеющие право вывоза лома и отходов черных и цветных металлов из Республики Беларусь. Физическим лицам такое право Указом N 298 не предоставлено.
Таким образом, гражданин Х. нарушил установленный порядок вывоза из Республики Беларусь лома черных металлов, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.29 КоАП.
21.01.2011 в таможенный орган декларантом ООО «М. и Т.» с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления оборудования была представлена таможенная декларация на товары. При этом товар — элеватор подачи пробки моноблока был классифицирован в товарной подсубпозиции 8428 39 900 0 Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС) с уплатой ввозной таможенной пошлины по ставке 0% от таможенной стоимости товара.
По результатам рассмотрения представленных сведений и документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенным органом был произведен выпуск товаров в заявленной таможенной процедуре.
В результате таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных в заявленной таможенной процедуре, было установлено, что в соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза), Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 18/130 «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза» с 01.01.2010 в Республике Беларусь применяются ставки таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 507 «О корректировке ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов сельскохозяйственной техники» внесены изменения в Единый таможенный тариф Таможенного союза в части установления с 15 января 2011 г. ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости в отношении товаров, классифицируемых в товарной подсубпозиции 8428 39 900 0 ТН ВЭД ТС.
В соответствии со статьей 211 ТмК ТС таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Уплата декларантом ООО «М. и Т.» таможенной пошлины в отношении элеватора подачи пробки моноблока (код по ТН ВЭД ТС 8428 39 900 0) по ставке 0% повлекла ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных платежей, выразившееся в неуплате в установленный срок таможенных платежей в размере 2168596 бел.руб.
В соответствии со статьями 186, 188 ТмК ТС ответственным лицом за заявление точных сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей, являлся декларант ООО «М. и Т.».
Обязанность по соблюдению порядка и сроков уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии со статьями 79, 188, 211 ТмК ТС возлагалась на декларанта ООО «М. и Т.».
Таким образом, ООО «М. и Т.» не уплатило в установленный срок таможенные платежи в размере 2168596 бел.руб., что превышает 10 базовых величин, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 13.6 КоАП.
28.01.2011 юридическим лицом ООО «П» в таможенный орган была подана таможенная декларация в целях помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В качестве документа, подтверждающего уплату налога на добавленную стоимость в сумме 3635605 бел.руб., в таможенной декларации было указано платежное поручение от 28.01.2011, которое также было представлено должностному лицу таможенного органа.
В ходе проведения таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения полноты и правильности уплаты таможенных платежей, таможенным органом было установлено, что денежные средства по платежному поручению от 28.01.2011 на единый счет N 0000, открытый в белорусских рублях Министерству финансов Республики Беларусь в Национальном банке Республики Беларусь для таможенного органа, выдавшего свидетельство о помещении товаров под заявленную таможенную процедуру, не поступили. Денежные средства по платежному поручению от 28.01.2011 поступили на единый счет, открытый для другого таможенного органа.
Было установлено, что платежное поручение от 28.01.2011 было представлено ООО «П» в банк ЗАО «Б1», при этом данный расчетный документ содержал все обязательные реквизиты, реквизиты в нем были указаны верно, на расчетном счете плательщика находились денежные средства, достаточные для исполнения платежного документа.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК перечислением налога, сбора (пошлины) признается зачисление указанных сумм налога, сбора (пошлины) на счет соответствующего бюджета.
Согласно пункту 4 статьи 48 НК платежное поручение на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени исполняются банком в течение одного банковского дня после получения такого платежного поручения или решения либо после поступления денежных средств на счета плательщика (иного обязанного лица) в случае их отсутствия или недостаточности на момент получения такого платежного поручения или решения.
Следовательно, сумма налога на добавленную стоимость в размере 3635605 бел.руб. по платежному поручению от 28.01.2011 должна была быть перечислена банком ЗАО «Б1» на единый счет, открытый в белорусских рублях Министерству финансов Республики Беларусь в Национальном банке Республики Беларусь для таможенного органа, выдавшего свидетельство о помещении товаров под заявленную таможенную процедуру, 28.01.2011. Фактически денежные средства были зачислены только 24.02.2011.
Таким образом, банк ЗАО «Б1» нарушил порядок и сроки исполнения поручения плательщика на перечисление таможенного платежа — налога на добавленную стоимость в сумме 3635605 бел.руб., что больше 10 базовых величин, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 13.10 КоАП.
13.01.2011 плательщиком таможенных платежей ИП «Ц» в банк ОАО «МБ» было направлено платежное поручение от 13.01.2011 в целях перечисления таможенного платежа (налога на добавленную стоимость в сумме 3045557 бел.руб.) на расчетный счет, открытый для таможенного органа.
Согласно пункту 25 Инструкции при исполнении платежного поручения в полной сумме в день его поступления в банк на всех поступивших экземплярах платежного поручения ставится подпись ответственного исполнителя, дата исполнения и штамп банка-отправителя. Ответственный исполнитель банка ОАО «МБ» поставил свою подпись об исполнении платежного поручения ИП «Ц» 13.01.2011.
В ходе проведения таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения полноты и правильности уплаты таможенных платежей, таможенным органом было установлено, что платежное поручение от 13.01.2011 было исполнено ведущим экономистом ОАО «МБ» Л. 13.01.2011 не на всю сумму, а частично — на сумму 273077 бел.руб., что подтверждается выпиской из лицевого счета плательщика.
Согласно выписке из лицевого счета ИП «Ц» платежное поручение от 13.01.2011 было исполнено в полном объеме только 18.01.2011, то есть с нарушением установленного срока на 5 дней.
Согласно пункту 4 статьи 48 НК платежное поручение на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени исполняются банком в течение одного банковского дня после получения такого платежного поручения или решения либо после поступления денежных средств на счета плательщика (иного обязанного лица) в случае их отсутствия или недостаточности на момент получения такого платежного поручения или решения.
В нарушение указанной нормы банк ОАО «МБ» не исполнил в установленный срок платежное поручение плательщика ИП «Ц» по перечислению таможенного платежа (налога на добавленную стоимость) в размере 2772480 бел.руб. по платежному поручению от 13.01.2011.
Должностным лицом банка ОАО «МБ», ответственным за надлежащее исполнение указанного платежного поручения, являлся ведущий экономист Л.
Таким образом, Л., являясь должностным лицом, ответственным за исполнение платежного поручения ИП «Ц», нарушил сроки исполнения поручения плательщика на перечисление таможенного платежа в сумме 2772480 бел.руб., что больше 10 базовых величин, на 5 дней, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 13.10 КоАП.
03.06.2011 в целях проверки полноты и достоверности сведений, заявленных при таможенном декларировании товаров, таможенным органом декларанту СООО «Б» было направлено требование о представлении в течение пяти рабочих дней с даты его получения заверенных в установленном порядке копий документов и сведений о характеристиках заявленных в таможенной декларации товаров.
СООО «Б» требование было получено 06.06.2011. Ответственным за исполнение требования был назначен специалист Б.
В соответствии со статьей 98 ТмК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
В соответствии со статьей 111 ТмК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Требование таможенного органа было исполнено СООО «Б» только 13.07.2011, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, гражданин Б., являясь должностным лицом СООО «Б», ответственным за надлежащее исполнение требования таможенного органа, допустил его несвоевременное исполнение, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 23.1 КоАП.
22.06.2011 гражданин Х., находясь в пункте таможенного оформления «М», в ходе проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых им товаров в присутствии других граждан публично оскорблял, унижая честь и достоинство, должностное лицо таможенного органа, проводившее таможенные операции.
Таким образом, гражданин Х. совершил оскорбление должностного лица государственного (таможенного) органа при исполнении им служебных полномочий, не будучи подчинен ему по службе, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 23.5 КоАП.
В соответствии с Декретом N 16 ЧТУП «ДЛ» таможенным органом по таможенной декларации от 04.01.2011 была предоставлена рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость.
12.04.2011 ЧТУП «ДЛ» в лице специалиста по таможенному оформлению П. была представлена корректирующая декларация с отражением уплаты рассрочки налога на добавленную стоимость.
В соответствии с Декретом N 16 организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на год с уплатой ежемесячно 1/12 суммы начисленного налога на добавленную стоимость.
При этом в соответствии с подпунктом 2.4.4 пункта 2 постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.12.2010 N 48 «О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары» мотивированным письменным обращением об уплате сумм таможенного платежа в отношении товаров, по которым была использована рассрочка уплаты таможенных платежей, является корректирующая декларация.
С учетом положений статьи 5 ТмК ТС корректирующую декларацию, отражающую изменения и дополнения сведений об уплате налога на добавленную стоимость в отношении товаров, по которым была использована рассрочка уплаты, необходимо подать в таможенный орган не позднее следующего дня срока, установленного для поэтапной уплаты налога на добавленную стоимость.
В данной ситуации по таможенной декларации на товары от 04.01.2011 таможенные платежи уплачиваются до 4-го числа каждого месяца уплаты рассрочки. Несмотря на то что денежные средства были уплачены ЧТУП «ДЛ» 31.03.2011, корректирующая декларация была представлена 12.04.2011.
Таким образом, гражданин П., являясь должностным лицом ЧТУП «ДЛ», не представил таможенному органу в установленный срок свидетельство о рассрочке уплаты таможенных платежей, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 23.16 КоАП.
30.06.2011 таможенным органом в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон N 453-З) руководителю ТП «ОТК» В. было направлено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения. В данном представлении было указано о необходимости сообщить в таможенный орган о принятых мерах в месячный срок.
Направленное представление было вручено руководителю ТП «ОТК» 05.07.2011.
В соответствии со статьей 4 Закона N 453-З таможенные органы являются субъектами профилактики правонарушений.
Статья 21 Закона N 453-З определяет, что представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием необходимых мер по выполнению содержащихся в нем требований. О принятых мерах соответствующая организация или должностное лицо, которым внесено представление, в месячный срок в письменной форме информируют субъекта профилактики правонарушений, внесшего представление. Непринятие организацией, должностным лицом мер по выполнению требований, содержащихся в представлении, влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
С учетом вышеуказанного директор ТП «ОТК» В. обязан был рассмотреть направленное таможенным органом представление и ответить на него до 05.08.2011.
Однако в нарушение указанных положений Закона N 453-З директором ТП «ОТК» В. ответ таможенному органу на представление своевременно дан не был.
Таким образом, директор ТП «ОТК» В. совершил деяние, выразившееся в несвоевременном ответе на представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 24.3 КоАП.
11.03.2011 при въезде в Республику Беларусь из Республики Польша в пункте ввоза товаров «Б» гражданин К., следуя на транспортном средстве марки «Рено», указал в пассажирской таможенной декларации об отсутствии у него товаров, к которым применяются запреты и ограничения.
В ходе таможенного контроля, направленного на проверку соблюдения гражданином К. требований таможенного законодательства, в результате таможенного досмотра транспортного средства, в котором он следовал, был обнаружен товар — алкогольные напитки в количестве 12 литров, не маркированные акцизными марками Республики Беларусь, сведения о котором не были указаны в таможенной декларации и который не был сокрыт от таможенного контроля.
Согласно подпункту 3.4 пункта 3 раздела I приложения 2 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (далее — Соглашение), алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста, запрещена к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 8 Соглашения таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме нетарифного и технического регулирования.
В соответствии со статьей 179 ТмК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Таким образом, гражданин К. не декларировал таможенному органу товар, подлежащий таможенному декларированию, то есть совершил административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.5 КоАП.
Согласно подпункту 1.11 пункта 1 статьи 11 Закона запрещается перемещение по территории Республики Беларусь, хранение на территории Республики Беларусь (не для коммерческих целей) физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, более 5 литров алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками.
В нарушение указанной нормы гражданин К. перемещал по территории Республики Беларусь более 5 литров алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками Республики Беларусь, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное подпунктом 2.17 пункта 2 Декрета N 11.