Преступления против бюджетной системы (комментарий к ст. 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)
1. Уклонение от уплаты таможенных платежей является преступлением, если не уплачены таможенные платежи в крупном размере. Ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).
2. Непосредственным объектом преступления являются складывающиеся в сфере экономики общественные отношения в части внесения таможенных платежей.
Взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей является одним из средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений или инструментом таможенного регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь. В свою очередь, таможенное регулирование — это установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь, использования товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь либо вывозимых за ее пределы, в соответствии с таможенным режимом или таможенной процедурой, а также определение плательщиков и отдельных элементов обложения таможенных платежей и регламентация властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
3. Таможенные платежи — налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами.
К таможенным платежам относятся: ввозные таможенные пошлины; вывозные таможенные пошлины; специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию; таможенные сборы.
4. Таможенными органами взимаются таможенные сборы за: таможенное оформление; таможенное сопровождение товаров; осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; принятие таможенными органами предварительного решения; включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.
5. Комментируемая статья предусматривает ответственность за уклонение от уплаты только тех налогов и сборов, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Беларусь. Основными правовыми документами, регламентирующими порядок уплаты таможенных платежей, являются Таможенный кодекс Республики Беларусь (далее — ТмК) и Налоговый кодекс Республики Беларусь, а также Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТмК ТС). Ставки и порядок взимания таможенных сборов определены Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 N 443 «О таможенных сборах».
6. Объективную сторону состава преступления образует деяние, которое определено в ст. 231 УК как уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Под уклонением от уплаты следует понимать невыполнение обязанности уплатить таможенные платежи при наличии возможности выполнить такую обязанность.
7. Обязанность уплаты таможенных платежей, порядок и сроки его исполнения должны быть точно установлены на основании требований таможенного законодательства. Несмотря на общее требование об уплате таможенных платежей, существует ряд случаев, когда такая уплата не производится.
При установлении обязанности уплаты таможенных платежей необходимо учесть требования целого ряда нормативных актов и множества конкретных обстоятельств (в частности, таможенное законодательство, наличие международных соглашений, страну происхождения товара, таможенный режим, назначение товара и т.п.), которые должны быть тщательно проанализированы. В спорных случаях необходимо назначать соответствующую экспертизу.
8. Наличие возможности выполнить обязательство по уплате таможенных платежей означает отсутствие каких-либо объективных препятствий для его выполнения. При этом наличие или отсутствие финансовых средств для выплаты таможенных платежей не влияет на ответственность, если лицо специально предпринимает меры для уклонения от уплаты, например, неверно указывает страну происхождения товара для его беспошлинного ввоза. В то же время фактическая неуплата таможенных платежей, например, ввиду неплатежеспособности, сама по себе не является основанием для привлечения к уголовной ответственности по статье 231 УК.
9. Уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться путем бездействия, которое будет иметь место в случае пропуска установленного срока уплаты, несообщения таможенному органу о фактическом изменении таможенного режима, на основании которого производилось освобождение от уплаты таможенных платежей или предоставлялись льготы на таможенный режим, предполагающий уплату таможенных платежей.
10. Уклонение может осуществляться и путем совершения активных действий, которыми создаются мнимые правовые основания для освобождения от уплаты таможенных платежей или уменьшения их размера. Примером такого уклонения может служить сообщение неверных сведений о таможенном режиме, стране происхождения товара, его таможенной стоимости, назначении товара и т.п.
11. Уклонение считается оконченным с момента истечения сроков уплаты, а в случае предъявления неверных сведений — с момента принятия соответствующих сведений органом, который осуществляет прием таможенных платежей.
12. Возникновение и прекращение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов определены в ст. 243 ТмК, а возникновение, прекращение и срок исполнения налогового обязательства по уплате таможенных сборов — в ст. 245 ТмК. Однако обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть и в другой момент, например, в связи с изменением таможенного режима.
В определенных случаях плательщику предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, которая не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации, если иной срок не установлен актами Президента Республики Беларусь. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом Республики Беларусь, производящим таможенное оформление.
13. Уклонение от уплаты таможенных платежей является преступлением, если сумма неуплаченных таможенных платежей достигает крупного размера, т.е. в две тысячи раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
14. Порядок определения размера таможенных платежей установлен налоговым и таможенным законодательством.
15. Законодательством предусмотрена уплата таможенных платежей как в белорусской, так и в иностранной валюте. Размер платежей, подлежащих уплате в иностранной валюте, определяется путем пересчета иностранной валюты в белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день совершения преступления.
16. При наличии единого умысла на уклонение от уплаты различных видов таможенных платежей либо одного вида платежа при перемещении товара партиями определение размера осуществляется путем суммирования всех платежей, от внесения которых уклонился виновный.
17. Если лицо уклонилось от уплаты таможенных платежей в размере меньше крупного, то оно может быть привлечено только к административной ответственности. Уголовная ответственность в таком случае по ст. 216 УК за причинение имущественного ущерба без признаков хищения также исключается. В данном случае применяется правило: если преступным является большее, то меньшее преступным не является. В соответствии с этим правилом, поскольку преступлением является уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере преступлением не является. Кроме того, причинение имущественного ущерба без признаков хищения посягает на отношения собственности, а объектом уклонения от уплаты таможенных платежей независимо от размера является порядок осуществления экономической деятельности. Привлечение к ответственности за причинение имущественного ущерба без признаков хищения путем уклонения от уплаты таможенных платежей является применением уголовного закона по аналогии, что запрещено ч. 2 ст. 3 УК.
18. Не может быть признана уклонением неуплата таможенных платежей, если выполнение такого обязательства было обеспечено одним из способов по выбору плательщика, а именно: залогом имущества; банковской гарантией; внесением денежных средств на счет таможенного органа; поручительством. Особенности обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей определены в гл. 26 ТмК и в гл. 12 ТмК ТС.
Вышеизложенное не относится к случаям, когда предприняты обманные действия для уклонения от уплаты таможенных платежей, например: залогодатель отдал в залог имущество, принадлежащее иному лицу; представлена фальшивая гарантия третьего лица; представлены подлинная гарантия или собственное имущество в залог, но предприняты обманные действия для уменьшения размера таможенного платежа и т.п.
19. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла. Виновный сознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает действовать таким образом. Мотивы и цели уклонения не имеют квалифицирующего значения и учитываются при определении меры ответственности.
Интеллектуальный момент вины в данном случае предполагает знание лицом своей обязанности уплатить конкретный вид таможенного платежа и в конкретном размере. При отсутствии такого знания либо ошибочном исчислении вида и размера таможенного платежа ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей исключается независимо от размера невнесенных платежей. При наличии соответствующих условий в подобной ситуации может быть поставлен вопрос об ответственности должностного лица за преступления против интересов службы.
Особо следует отметить, что ответственность установлена не за сам факт непоступления таможенных платежей в бюджет, а за уклонение от их уплаты, что требует тщательного анализа как объективных обстоятельств, так и устремлений виновного.
20. Субъектом преступления являются лица, ответственные за уплату таможенных платежей. Плательщиками таможенных платежей являются плательщики налогов, сборов (пошлин), определенные таковыми законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, на которых в соответствии с ТмК, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по исполнению налогового обязательства по уплате таможенных платежей.
При установлении субъекта данного преступления необходимо четко определить лицо, которое непосредственно было обязано в соответствии с законом внести таможенные платежи. Иные лица, которые могут быть привлечены к ответственности в качестве солидарных должников, но не являлись первичными плательщиками, привлечению к ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей не подлежат.
21. Если уклонение от уплаты таможенных платежей совершается должностным лицом юридического лица с использованием его служебных полномочий, то оно дополнительно подлежит ответственности за преступления против интересов службы.
22. Должностные лица таможенных органов, оказавшие содействие в уклонении от уплаты таможенных платежей, привлекаются к ответственности за соучастие в этом преступлении и за преступления против интересов службы. Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий.
23. Квалифицированный состав преступления предполагает его совершение повторно или группой лиц по предварительному сговору.
Уклонение от уплаты таможенных платежей будет считаться совершенным повторно независимо от наличия или отсутствия судимости за ранее совершенное преступление. При этом необходимо, чтобы в каждом из деяний, образующих повторность, присутствовали признаки уклонения от уплаты таможенных платежей именно в крупном размере и отсутствовал единый умысел на уклонение от уплаты таможенных платежей двумя или более деяниями. Предшествующее совершение уклонения от уплаты сумм налогов, сборов не превращает последующее уклонение от уплаты таможенных платежей в преступление, совершенное повторно.
Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если исполнители заранее договорились о совместном совершении данного преступления.
24. Уклонение от уплаты таможенных платежей следует отличать от уклонения от уплаты налогов, ответственность за которое предусмотрена ст. 243 УК. В основе отличия лежат виды обязательных платежей (налогов) в бюджет Республики Беларусь.
25. Если лицо признано виновным в совершении контрабанды (ст. 228 УК), то все незаконно перемещаемое имущество конфискуется в доход государства и в этом случае ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей не наступает. Одновременное привлечение к уголовной ответственности за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей возможны только в том случае, если лицо часть предметов перемещает контрабандным путем, а другую — перемещает законно, но обманом уменьшает размер подлежащих уплате таможенных платежей либо незаконно освобождается от их уплаты.
26. Главой 28 ТмК предусмотрены возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей сумм таможенных платежей и иных денежных средств. Если лицо, уплатившее таможенные платежи, обманом пытается вернуть платежи под видом излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, то такое лицо не подлежит ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Совершение указанных действий физическим лицом квалифицируется как мошенничество по ст. 209 УК. В случае совершения таких действий должностным лицом юридического лица оно подлежит ответственности за злоупотребление властью или служебными полномочиями по ст. 424 УК. При наличии у должностного лица цели похитить указанные средства оно подлежит ответственности за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями по ст. 210 УК. Факт подделки должностным лицом документов охватывается ст. 210 и 424 УК, и дополнительной квалификации таких действий, как служебного подлога, по ст. 427 УК не требуется. В то же время, если якобы излишне уплаченные суммы таможенных платежей истребуются для их зачета в счет вновь причитающихся таможенных платежей, то ответственность при соответствующих условиях должна наступать за уклонение от уплаты таможенных платежей.