Конспект экономиста:)

Меню

Преступления против экономической состоятельности и процедуры банкротства (комментарий к ст. 238 «Ложная экономическая несостоятельность (банкротство)» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)

нет комментариев

1. Согласно ст. 238 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) ложная экономическая несостоятельность (банкротство) — это подача индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в целях признания этого должника экономически несостоятельным (банкротом).

2. Непосредственным объектом преступления является установленный законодательством порядок признания субъекта хозяйствования экономически несостоятельным, т.е. банкротом. Нарушение указанного порядка способно причинить ущерб интересам кредиторов и собственникам субъекта хозяйствования, что и обусловливает общественную опасность данного преступления.

3. Основания для признания хозяйственным судом должника банкротом или объявления должником о своем банкротстве, порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществления мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, регулируются Законом Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»), а также Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ).

При установлении соотношения между указанными актами необходимо иметь в виду, что Указом установлено следующее:

  • дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственными судами по правилам, определенным Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — ХПК) и Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, предусмотренными Указом, другими правовыми актами Президента Республики Беларусь;
  • иное законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе установленный ХПК порядок судопроизводства в отношении дел о банкротстве, применяется в части, не противоречащей Указу, другим правовым актам Президента Республики Беларусь.

4. В соответствии с гражданским законодательством банкротами могут быть признаны: индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности (ст. 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)); юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ст. 61 ГК). Признание субъекта хозяйствования банкротом влечет за собой утрату силы регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя либо санацию юридического лица, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности — его ликвидацию.

5. В Законе «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» термин «банкротство» используется как синоним термина «экономическая несостоятельность» и означает неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную хозяйственным судом или правомерно объявленную должником в соответствии с требованиями законодательства.

В Указе в термины «банкротство» и «экономическая несостоятельность» вкладывается различное содержание. Для целей Указа используемые в нем термины означают:

  • банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства);
  • экономическая несостоятельность — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

6. Под неплатежеспособностью понимается неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

При установлении неплатежеспособности необходимо руководствоваться Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14.05.2004 N 81/128/65.

7. В соответствии с подп. 1.3 п. 1 Указа в отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, в том числе положения Указа, за исключением подпунктов 1.6 — 1.8 п. 1 Указа, а также ст. 15, 16 и ч. 4 ст. 113 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, не применяется ликвидационное производство, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы. К числу таких лиц относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд и (или) обязанные совершить сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом Республики Беларусь либо ее административно-территориальной единицы, гарантией Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, и (или) имеющие обязательства по выполнению (обеспечению выполнения) иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами.

8. Ложное банкротство будет иметь место в случае, если объявление должником о своем банкротстве сделано при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

9. При установлении признаков ложного банкротства следует использовать Инструкцию по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключений по данным вопросам, утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2008 N 129.

10. Объективную сторону ложного банкротства образует подача индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности должника.

11. Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы.

12. Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве (заявления должника) является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Должник — юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учредительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Помимо права на подачу заявления должника о своем банкротстве Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» предусматривает обязательность подачи заявления о банкротстве. Должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника — юридического лица;
  • органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника — юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
  • стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Законодательством предусмотрено объявление должника о своем банкротстве (добровольное банкротство юридического лица): при отсутствии возражений кредиторов должник — юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

Однако такое объявление о своем банкротстве и добровольной ликвидации в соответствии с законодательством может перерасти в обязательное заявление должника. При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора юридического лица против добровольного банкротства юридического лица и его ликвидации руководитель юридического лица обязан в течение четырнадцати дней со дня окончания срока для предъявления требований кредиторов и выдвижения возражений кредиторов против ликвидации юридического лица подать в хозяйственный суд заявление должника. Любой из кредиторов юридического лица в любой момент до завершения ликвидации юридического лица может подать в хозяйственный суд заявление кредитора.

13. Заявление должника подается в хозяйственный суд в письменной форме. Заявление должника подписывается руководителем должника либо должником — индивидуальным предпринимателем. Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

В заявлении должника должны быть указаны:

  • наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
  • имя (наименование) должника, его место нахождения, почтовый адрес и банковские реквизиты;
  • размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником;
  • размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту);
  • сумма вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским договорам;
  • размер задолженности по обязательным платежам;
  • обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  • сведения о принятых к производству общим и хозяйственным судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных документах;
  • сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
  • номера счетов должника в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, почтовые адреса банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;
  • сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;
  • иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника согласно статьям 7 и 8 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и необходимые для правильного разрешения дела о банкротстве;
  • перечень прилагаемых документов.

Наряду со сведениями, предусмотренными частью 2 статьи 23 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», в заявлении должника — индивидуального предпринимателя указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В заявлении должника наряду со сведениями, предусмотренными статьей 23 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», могут также содержаться сведения об имеющихся у должника ходатайствах.

К заявлению должника помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с ХПК, прилагаются документы, подтверждающие:

  • наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  • иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

К заявлению должника также прилагаются:

  • список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием их почтовых адресов и банковских реквизитов;
  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника — индивидуального предпринимателя или их копии, заверенные в нотариальном порядке;
  • решение учредителей (участников) должника — юридического лица или собственника имущества должника — унитарного предприятия о подаче в хозяйственный суд заявления должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» подача заявления должника является обязательной;
  • протокол собрания работников должника или его копия, заверенная в нотариальном порядке, на котором избран представитель работников должника для участия в судебном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника.

14. Ложными являются документы, содержащие информацию о банкротстве субъекта хозяйствования, который в действительности является экономически состоятельным. Ложность информации об иных обстоятельствах в случае обращения в судебные органы ответственности по статье 238 УК не влечет.

15. Уголовно наказуемым является представление ложных сведений о банкротстве индивидуальным предпринимателем только в отношении себя, а должностным лицом юридического лица — только в отношении того юридического лица, которое возглавляется должностным лицом. Подача ложных сведений в отношении иных субъектов хозяйствования по статье 238 УК не наказуемо и при наличии соответствующих обстоятельств может влечь ответственность за совершение иных преступлений.

16. Представление ложных документов означает их вручение субъектам, которые в соответствии с законом вправе возбуждать и рассматривать дела о банкротстве. Признание субъекта хозяйствования банкротом осуществляется только в судебном порядке. Такая процедура предусмотрена как для индивидуальных предпринимателей (ст. 24 ГК), так и для юридических лиц (ст. 61 ГК).

17. Подача ложных заявлений или иных документов о своей экономической несостоятельности влечет уголовную ответственность по ст. 238 УК только в том случае, если документы поданы в хозяйственный суд. Подача соответствующих документов кредиторам для прекращения деятельности в связи с банкротством вне судебной процедуры ответственности по статье 238 УК не влечет.

18. Оконченным преступление считается с момента принятия ложных документов хозяйственным судом. Признание или непризнание субъекта хозяйствования банкротом, реальное причинение ущерба интересам кредиторов и т.п. лежат за рамками основного состава преступления и не влияют на квалификацию.

19. Подделка соответствующих документов охватывается составом ложного банкротства и не требует дополнительной квалификации содеянного по ст. 427 УК (служебный подлог).

20. Субъективная сторона преступления включает два обязательных признака: вину в форме прямого умысла и цель — признание должника экономически несостоятельным (банкротом).

При отсутствии знания о ложности документов либо в случае представления их с другой целью ответственность за ложное банкротство исключается. Не подлежат ответственности по статье 238 УК лица, которые заблуждались относительно платежеспособности, независимо от того, было их заблуждение добросовестным или недобросовестным.

21. Субъект преступления специальный, им могут быть только индивидуальные предприниматели, а также должностные лица юридического лица, уполномоченные в соответствии с действующим законодательством на представление документов о банкротстве. Иные работники юридического лица, которые по сговору с уполномоченным должностным лицом осуществили подделку документов, подлежат ответственности за пособничество совершению данного преступления. Лица, осуществившие подделку документов без сговора с указанным должностным лицом, могут быть привлечены к ответственности за преступления против интересов службы.

22. Руководитель юридического лица, который исполнит решение учредителя либо собственника юридического лица о банкротстве, зная о ложности такого решения, подлежит ответственности наряду с учредителем или собственником юридического лица.

23. Не могут выступать в качестве субъектов ложного банкротства руководители субъектов хозяйствования, в отношении которых не применяется законодательство о банкротстве и ликвидационное производство. Руководители таких предприятий за аналогичные действия могут быть при наличии соответствующих условий привлечены к уголовной ответственности за преступления против интересов службы (гл. 35 УК).

24. Квалифицированный состав ложной экономической несостоятельности (банкротства) является материальным, отягощенным причинением ущерба в особо крупном размере, то есть в тысячу и более раз превышающем размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Под ущербом следует понимать прямые материальные убытки кредиторов, вызванные невозвратом должником имущества. При этом размер ущерба определяется путем суммирования непогашенной задолженности перед всеми кредиторами.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)