Преступления против общих правил осуществления предпринимательской деятельности (комментарий к ст. 235 «Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем» главы 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса Республики Беларусь)
1. В соответствии со ст. 235 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, представляет собой совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанных материальных ценностей либо полученного от них дохода для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав.
2. Отмывание преступных доходов относится к числу преступлений международного характера. 8 ноября 1990 г. принята Конвенция Совета Европы N 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141)» (далее — Конвенция). Конвенция нацелена на создание эффективной системы международного сотрудничества для борьбы с преступным бизнесом независимо от места добывания преступных доходов и места их легализации.
Для обеспечения единообразного применения положений Конвенции в ней конкретизировано значение использованных терминов. В частности, под доходами понимается любая экономическая выгода, полученная в результате совершения преступлений. Эта выгода может включать любое имущество, определяемое как имущество любого рода, вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, а также юридические акты или документы, дающие право на имущество или на долю в этом имуществе. Орудия означают любое имущество, использованное или предназначенное для использования, любым способом, целиком или частично, для совершения преступления или преступлений.
Конвенция вводит в оборот понятие «основное преступление», которое означает любое преступление, в результате которого были получены доходы, которые могут стать объектом преступления в соответствии со ст. 6 Конвенции. Статья 6 Конвенции предполагает принятие государствами законодательных и других необходимых мер с целью квалифицировать в качестве преступлений в соответствии со своим внутренним правом, при наличии умысла:
1) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного преступления, избежать правовых последствий своих деяний;
2) утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;
и, при соблюдении своих конституционных принципов и основных концепций своей правовой системы;
3) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем;
4) участие или соучастие в любом из преступлений, определенных в статье 6 Конвенции, или в покушении на его совершение, а также за помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.
Для целей выполнения или применения вышеуказанных положений об основном преступлении:
- не имеет значения, подпадает ли основное преступление под уголовную юрисдикцию государства;
- может быть предусмотрено, что указанные преступления не вменяются лицам, совершившим основное преступление;
- об осведомленности, намерении или мотивах, необходимых в качестве элементов основного преступления можно сделать вывод на основании объективных реальных обстоятельств.
Республикой Беларусь предприняты значительные меры по имплементации положений Конвенции в отечественное законодательство.
3. Легализация материальных ценностей, приобретенных преступным путем, посягает на порядок осуществления хозяйственной и иной экономической деятельности, который и является непосредственным объектом данного преступления. Следует отметить, что с учетом объемов доходов от торговли людьми, наркотиками, оружием и от занятия иными видами криминального бизнеса, легализация преступных доходов, особенно международными преступными организациями, может создавать угрозу не только экономике или политике в отдельности, но и национальной безопасности в целом.
4. Предметом легализации являются материальные ценности: денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, приобретенные заведомо преступным путем, а равно полученные от них доходы, которые иногда именуют косвенными доходами от преступной деятельности. При этом необходимо учитывать, что указанные косвенные доходы являются предметом преступления только в том случае, если их легализация осуществляется посредством их использования для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Ценности нематериального характера к предметам преступления не относятся.
Законом Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее — Закон N 426-З) предмет легализации именуется собирательным понятием «доходы, полученные преступным путем», к числу которых относятся средства, полученные в результате совершения преступления, а равно доход, полученный от использования указанных средств. Под средствами понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Как видим, имеется некоторое терминологическое разнообразие в определении предмета преступления. Сложно представить, чтобы законодатель вкладывал разный смысл в термины «материальные ценности, приобретенные заведомо преступным путем» и «доходы, полученные преступным путем», «полученные от них доходы» и «доход, полученный от использования указанных средств». Но единство содержания при надлежащем подходе к законотворчеству должно сопровождаться единством используемых понятий (их словесным выражением), поскольку полисемия никогда не относилась к числу достоинств закона.
5. По статье 235 УК наказуема легализация только тех материальных ценностей, которые были приобретены преступным путем. Предшествовавшая преступному добыванию законность происхождения материальных ценностей значения не имеет. Вид и степень тяжести преступления, в результате которого были приобретены легализуемые материальные ценности, не влияют на квалификацию. Не имеет значения также место (страна) преступного приобретения таких ценностей.
Незаконность приобретения имущества как результат нарушения не уголовно-правовых норм, а норм иных отраслей права исключает применение комментируемой статьи.
6. Для применения комментируемой статьи не требуется, чтобы преступный характер приобретения материальных ценностей был установлен предшествующим легализации приговором суда.
Термин «преступный» применительно к легализации преступных доходов является условным и имеет такое же значение, как и в статье, регламентирующей правомерность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. В строго юридическом значении о преступном происхождении материальных ценностей можно говорить только в отношении тех ценностей, добывание которых в результате преступления установлено вступившим в законную силу приговором суда. Но в таком случае практически невозможно будет привлекать к ответственности тех лиц, которые легализуют заведомо преступные доходы, например, от торговли наркотиками, при отсутствии обвинительного приговора. Более того, такой приговор может и не состояться по причине, например, неустановления лиц, совершивших предикатное или основное преступление.
Вместе с тем в обвинительных процессуальных документах должно быть с достоверностью установлено, что имело место предикатное преступление, и что легализуемое имущество добыто именно в результате этого преступления.
7. Предметом данного преступления не являются материальные ценности, имеющие законное происхождение, но вводимые в хозяйственный оборот в нарушение установленного порядка. В зависимости от конкретных обстоятельств ответственность за такие действия может наступать по другим статьям гл. 25 УК. Не относится к предмету рассматриваемого преступления имущество, которое было приобретено лицом на средства, «сэкономленные» в результате уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей и тому подобных действий. Обобщенно такие средства можно назвать подлежащими обязательной уплате в силу предписаний закона, по договорным обязательствам, в связи с причинением вреда, по решению суда и по иным законным основаниям. Хотя сбережение указанных средств является противоправным, их происхождение изначально является законным, а потому и использование их в обороте не может признаваться легализацией преступных доходов.
Аналогичным образом следует оценивать использование в хозяйственной деятельности финансовых средств, полученных в результате такого преступления, как выманивание кредита или субсидии.
Преступление, в результате которого добываются легализуемые ценности и названное в Конвенции основным, в юридической литературе именуют первичным или предикатным преступлением, соответственно саму легализацию именуют вторичным преступлением. Поскольку это не единственное вторичное преступление, существует даже определение вторичной преступности.
8. Объективная сторона преступления. Основной, квалифицированный и особо квалифицированный составы данного преступления являются формальными.
Объективную сторону основного состава образует совершаемое различными способами использование в финансово-хозяйственной деятельности материальных ценностей, приобретенных заведомо преступным путем, либо полученного от них дохода:
- совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом (материальными ценностями), приобретенными заведомо преступным путем;
- использование указанных материальных ценностей либо полученного от них дохода для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
9. Финансовые операции как вид сделки предполагают совершение различных действий с денежными или валютными средствами.
Определение финансовых операций содержится в Законе N 426-З. Для целей Закона N 426-З под финансовой операцией понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. Как уже отмечалось, средства — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимаются открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг.
Минимальный размер финансовых операций и иных сделок с материальными ценностями не установлен, что не исключает возможности применения положений о малозначительности деяния (ч. 4 ст. 11 УК).
10. К финансовым относятся следующие виды операций:
- банковские операции, в том числе сделки банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, связанные с денежными средствами, ценными бумагами, драгоценными металлами, драгоценными камнями и иными видами ценностей;
- сделки и иные деяния с ценными бумагами, предусмотренные законодательством, влекущие за собой переход права собственности или иного права на эти ценные бумаги либо на права, удостоверяемые ценными бумагами;
- почтовые и телеграфные переводы денежных средств, почтовые отправления с ценными вложениями;
- получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной (электронной) игре и в других основанных на риске играх, организация и проведение которых осуществляются на основании специального разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством;
- перемещение средств через таможенную границу Республики Беларусь;
- передача ценных бумаг на хранение в депозитарий или передача на хранение в ломбард ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
- внесение физическим или юридическим лицом (страхователем) денежных средств (страхового взноса, страховой премии) страховщику по договору страхования, а также получение страховой суммы (страхового возмещения, страхового обеспечения) по этому договору;
- внесение денег, ценных бумаг, другого имущества, в том числе имущественных прав, имеющих денежную оценку, в уставный фонд либо внесение паев (приобретение долей) при создании (реорганизации) юридического лица, а равно при увеличении уставного фонда юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы;
- иные деяния субъектов права, направленные на возникновение, изменение или прекращение имущественных прав на средства, а равно удостоверение или регистрация таких деяний.
11. В целях защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, общества и государства Законом N 426-З установлены правовые и организационные основы принятия мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности. К числу таких мер относятся: внутренний контроль; особый контроль; запрет на информирование лиц, совершающих финансовые операции, о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности; иные меры в соответствии с законодательными актами.
Особый контроль осуществляется за финансовыми операциями независимо от того, были они совершены или нет, при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности, в том числе финансовая операция не соответствует целям деятельности лица, совершающего финансовую операцию, установленным учредительными документами; совершается неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре;
- если в отношении лица, совершающего финансовую операцию, имеются сведения о его участии в террористической деятельности либо если лицо, совершающее финансовую операцию, находится под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью. Порядок определения перечня указанных лиц и порядок доведения его до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;
- если лицо, совершающее финансовую операцию, зарегистрировано, имеет место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, либо по нему имеются сведения об осуществлении операций через счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, зарегистрированных в указанном государстве (на указанной территории). Порядок определения перечня таких государств (территорий) и порядок его опубликования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь;
- если сумма финансовой операции равна или превышает 2000 базовых величин для физических лиц либо равна или превышает 20000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей и при этом относится к одному из следующих видов финансовых операций: финансовой операции с наличными денежными средствами; финансовой операции по банковским счетам и вкладам (депозитам) клиентов; финансовой операции по международным расчетам и денежным переводам (почтовым, телеграфным, электронным); финансовой операции с движимым и недвижимым имуществом; финансовой операции с ценными бумагами; финансовой операции по займам и кредитам, связанной с международными переводами; финансовой операции по переводу долга и уступке требования.
Перечень иных финансовых операций, подлежащих особому контролю, определяется Президентом Республики Беларусь.
12. Сделки с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом предполагают совершение любых действий, направленных на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей независимо от вида, формы и характера сделки. К сделкам относятся не только действия по приобретению или отчуждению материальных ценностей, но и дача, принятие в залог, хранение, перевозка, пересылка и другие подобные действия.
13. Использование материальных ценностей, а равно использование полученного от них дохода для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности может выражаться в различных действиях в зависимости от вида предпринимательской деятельности или иной хозяйственной (страхование, производство, торговля, казино и т.п.).
Поскольку придание ценностям статуса или видимости законных возможно только через законные процедуры, то в данном случае речь идет о законной предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Предпринимательской является самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
К предпринимательской деятельности не относятся ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (лицо, осуществляющее разовую реализацию товаров на рынке), адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность, деятельность физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам по оказанию услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми, сдаче внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания.
К иной хозяйственной деятельности относится изготовление продукции, оказание услуг или выполнение работ, которые не предназначаются для реализации другим лицам, а используются для собственного потребления. Примером такой хозяйственной деятельности является выполнение внутриорганизационных ремонтных работ силами сотрудников организации (ремонт оборудования, зданий, помещений и т.п.).
14. При характеристике уголовно наказуемых действий законодатель употребил существительные во множественном числе: «совершение финансовых операций», «совершение сделок», а также термин «предпринимательская деятельность», который предполагает «систематическое получение прибыли». Однако это означает не обязательность множественности случаев совершения операций или сделок, а достаточность совершения одного действия, любого из множества, например, любой финансовой операции из числа вышеуказанных. Равным образом не требуется и систематического извлечения прибыли от использования легализуемых ценностей. Достаточно одного случая использования добытых преступным путем ценностей, но в процессе той деятельности, которая является предпринимательской и направлена на законное систематическое получение прибыли.
15. Внешне легализация преступных доходов может выражаться, например, в принятии денежных средств в виде псевдостраховых взносов или выдаче аналогичных страховых выплат; во внесении денежных средств в банк как полученных якобы от продажи билетов на зрелищные мероприятия, за якобы оказанные услуги и т.п.; в передаче денежных средств от преступной деятельности в виде псевдоставок в казино и получении их обратно в виде псевдовыигрыша; в переработке похищенного сырья в процессе производства продукции; в использовании в производстве контрабандных комплектующих, приборов, инструментов, оборудования и т.п.; в продаже похищенных товаров через предприятия торговли с внесением вырученных средств на расчетный счет; в использовании похищенных строительных материалов для возведения объекта с последующей его государственной регистрацией и т.д. В действительности процесс легализации может быть весьма сложным и длительным, состоять из целого ряда опосредствующих сделок с созданием и закрытием лжепредприятий (фирм-однодневок) и т.п.
16. Любые сделки с материальными ценностями, приобретенными преступным путем, только тогда будут квалифицироваться как их легализация, когда они совершаются с целью придания этим материальным ценностям статуса законных, для введения их в правомерный хозяйственный или гражданско-правовой оборот. Такая легализация может осуществляться путем утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав. Чаще всего материальные ценности изначально не имеют никаких подтверждающих их происхождение документов. В отдельных случаях материальные ценности могут иметь все необходимые документы, формально соответствующие официальным требованиям и подтверждающие законность их первоначального происхождения. Однако, если эти документы не соответствуют реальному положению на момент совершения сделки, то ее осуществление с такими материальными ценностями также является их легализацией.
Содержательная сторона легализации подчеркивается в Законе N 426-З следующим образом: «Легализация доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем, с целью утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения либо их действительной принадлежности, в том числе соотносимых с этими доходами прав».
17. Оконченным данное преступление считается с момента совершения сделки, направленной на легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем, а равно полученного от них дохода. Для квалификации не имеет значения, удалось ли виновному в полной мере воспользоваться легализуемыми ценностями, что не исключает учета этого обстоятельства при назначении наказания. Независимо от количества сделок, предполагавшихся к совершению или совершенных перед легализацией с приобретенными преступным путем материальными ценностями, уже совершение первой из них образует состав оконченного преступления, при наличии цели придать законный статус материальным ценностям, добытым преступным путем, а равно полученному от них доходу.
18. Субъективная сторона преступления включает два обязательных признака: умышленную вину и специальную цель.
19. Вина характеризуется прямым умыслом, когда виновный сознает, что совершает сделку с материальными ценностями, приобретенными преступным путем, или использует их или полученные от них доходы для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности и желает совершить эти действия. При этом до совершения сделки или иных действий лицо должно сознавать, что оно совершает действия с материальными ценностями, приобретенными именно преступным, а не каким-либо иным противоправным путем. Однако не требуется точного знания о том, в результате какого конкретного преступления добыты материальные ценности (знания когда, кем или каким способом совершено преступление, его квалификации, общего размера хищения и т.п.), достаточно знания о преступном способе добычи материальных ценностей. Если лицо узнало о преступном происхождении материальных ценностей после их легализации и продолжает пользоваться ими, то ответственность по статье 235 УК исключается.
Такое понимание субъективной стороны содеянного прямо вытекает из содержащейся в определении преступления заведомости, под которой в полном соответствии с ч. 14 ст. 4 УК понимается признак, указывающий, что лицу, совершающему преступление, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные УК. Заведомость также означает, что юридически значимые обстоятельства заранее известны лицу, совершающему преступление, то есть известны еще до начала осуществления такого преступления (ведать — знать, заведомо — знать заранее).
20. Виновный должен достоверно знать о том, что материальные ценности, которые он подвергнет легализации, имеют криминальное происхождение — приобретены преступным путем. Предположения или допущения о возможно преступном способе добывания материальных ценностей в данном случае не учитываются, требуется наличие знания соответствующего обстоятельства.
В действительности виновный, не имея точного знания о преступном характере происхождения материальных ценностей, может относиться к этому обстоятельству безразлично или допускать его наличие. Подобное отношение сродни косвенному умыслу. Однако представляется неверным вести речь о возможности наличия косвенного умысла по отношению к преступности происхождения материальных ценностей. Прежде всего умысел един для данного преступления в целом и не может определяться по отношению к отдельным его признакам. Далее знание относится к интеллектуальному элементу вины, а виды умысла (прямой и косвенный) дифференцируются в зависимости от содержания волевого элемента. Поэтому при безразличном отношении к преступности происхождения материальных ценностей субъект не может быть привлечен к ответственности за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, поскольку у него отсутствует требуемое законом знание о преступности добычи соответствующих ценностей.
Знание субъекта о преступности происхождения материальных ценностей предполагает определенную степень убежденности лица в существовании указанного признака. Однако такая убежденность остается субъективной оценкой и не может приравниваться к соответствующей действительности. То есть знание о преступности происхождения может иметь место и при отсутствии фактической преступности, и наоборот, убежденность в отсутствии преступности может существовать при наличии фактической преступности происхождения материальных ценностей. Именно это знание, а не его соответствие или не соответствие фактическому состоянию, является субъективным основанием для вменения рассматриваемого состава преступления.
Вместе с тем ошибочное предположение об истинном происхождении материальных ценностей оказывает непосредственное влияние на квалификацию. К такого рода случаям применяются правила оценки фактической ошибки, имеющей юридическое значение. Если субъект считал, что материальные ценности добыты преступным путем, хотя в действительности эти ценности имеют законное происхождение, то ответственность должна наступать за покушение на легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем. Если же субъект считал, что вводит в официальный оборот материальные ценности, приобретенные легальным путем, хотя в действительности эти ценности имеют криминальное прошлое, то ответственность по ст. 235 УК исключается.
Конечно же, существуют значительные трудности в доказывании знания виновным соответствующего обстоятельства. Выводы о наличии такого знания должны делаться на основе тщательного анализа всех конкретных обстоятельств дела, но если таких обстоятельств окажется недостаточно, то не следует забывать о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого.
Поскольку требуемая законом заведомость предполагает наличие предварительного знания о преступном происхождении материальных ценностей, постольку обретение таких знаний в последующем исключает ответственность по комментируемой статье. Так, если лицо, например, приобрело и зарегистрировало автомобиль, считая его законно находившимся у продавца, а затем достоверно узнало о преступном происхождении этого же автомобиля, то оно не привлекается к уголовной ответственности за легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем.
21. Целью совершения сделок и иных действий является сокрытие истинного правового статуса материальных ценностей как приобретенных преступным путем и придание им официального статуса. В статье 235 УК цель легализации определена как цель утаить или исказить природу, происхождение, местонахождение, размещение, движение или действительную принадлежность указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав.
Если лицо совершает сделку или иные действия с имуществом, приобретенным преступным путем, без цели его легализации, то комментируемая статья не применяется и лицо подлежит ответственности по ст. 236 УК.
22. Субъект преступления общий, ответственность наступает с шестнадцати лет. Субъектами данного преступления следует считать всех участников сделки, которые умышленно осуществляют незаконную легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем.
Исключение из этого правила в соответствии с ч. 1 примечаний к ст. 235 УК сделано только для исполнителя преступления, посредством которого были приобретены материальные ценности, однако такой исполнитель не привлекается к ответственности по статье 235 УК не всегда.
Во-первых, уголовная ответственность исполнителя за легализацию исключается, если имущественная выгода была им получена путем неправомерного удержания ценностей, полученных законным путем, а не в результате совершения предикатного преступления. И хотя в отдельных случаях законодатель признает сами невозврат или неуплату должного преступлением, однако этими преступлениями не изменяется и не отменяется изначальная правомерная правовая природа материальных ценностей. К числу таких преступлений в силу прямого предписания закона отнесены:
- невозвращение из-за границы валюты (ст. 225 УК);
- уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК);
- уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (ст. 243 УК).
Во-вторых, уголовная ответственность исполнителя других преступлений за последующую легализацию материальных ценностей не наступает только в том случае, если он не использовал такие материальные ценности для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Однако это не исключает ответственности за легализацию иных соучастников преступного приобретения материальных ценностей (организаторов, подстрекателей, пособников).
К ответственности по комментируемой статье в равной мере привлекаются лица, которые легализуют имущество, и непосредственные исполнители процесса легализации.
23. Субъектами данного преступления могут быть уполномоченные работники различных юридических лиц и физические лица. Физические лица подлежат ответственности как в случае введения материальных ценностей в хозяйственный оборот, так и при наличии цели на оформление прав собственности на материальные ценности, заведомо добытые преступным путем, либо на имущество, созданное с их использованием или приобретенное за счет их сбыта (например, оформление права собственности на жилой дом, построенный из приобретенных похищенных или на похищенные средства материалов).
Служащие органов государственного управления, которые осуществили оформление права собственности на материальные ценности, приобретенные заведомо преступным путем, при наличии соответствующих условий подлежат ответственности за преступления против интересов службы.
24. Квалифицированный состав легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, предполагает совершение этих действий повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере.
25. Повторность легализации материальных ценностей является одновидовой и будет иметь место независимо от того, привлекался или не привлекался виновный к ответственности за ранее совершенное преступление при условии, что повторное преступление совершено в течение соответствующих сроков давности или судимости.
Повторность предполагает разновременное совершение двух действий и возникновение самостоятельного умысла на совершение каждого из них. Не будет считаться повторной легализация, которая носит продолжаемый характер, когда при наличии единого умысла лицо осуществляет легализацию материальных ценностей по частям (например, использование большой партии сырья в производственном процессе в течение длительного времени).
26. Легализация будет считаться совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, если осуществление сделки или использование в хозяйственной деятельности материальных ценностей либо дача распоряжения совершить такие действия лицам, подчиненным ему по службе, входили в компетенцию должностного лица. Дополнительной квалификации действий должностного лица как преступления против интересов службы не требуется. Характеристика субъектов, являющихся должностными лицами, содержится в ч. 4 ст. 4 УК.
27. Особо крупный размер означает, что стоимость легализованных материальных ценностей в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Если материальные ценности использовались в хозяйственной деятельности, например, для изготовления продукции, то при определении размера учитывается не стоимость продукции или сумма выручки от ее реализации, а только стоимость легализованных таким образом материальных ценностей.
28. Особо квалифицированный состав данного преступления предполагает его совершение организованной группой. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.
29. Если предметами преступления являются ценности, нарушение порядка обращения которых образует самостоятельное преступление (например, драгоценные металлы), то ответственность должна наступать по совокупности преступлений.
30. Если легализация материальных ценностей сопровождается предъявлением поддельных документов, подтверждающих законность происхождения этих ценностей, ответственность должна наступать по комментируемой статье и за подделку или использование поддельного документа по совокупности преступлений.
31. Часть 2 примечаний к ст. 235 УК предусматривает самостоятельное основание освобождения от уголовной ответственности участников легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем. Такое освобождение может быть осуществлено при наличии следующих условий:
- лицо участвовало в легализации материальных ценностей, приобретенных преступным путем, в качестве исполнителя (соисполнителя), подстрекателя, организатора или пособника;
- участник легализации добровольно заявил о содеянном: сообщил в правоохранительные органы о своем участии в преступлении до привлечения его в качестве подозреваемого или обвиняемого при наличии возможности не делать такого сообщения;
- участник легализации способствовал выявлению преступления: оказал содействие органам следствия в установлении соучастников, места нахождения материальных ценностей, обстоятельств совершения преступления и т.п.
Представляется, что законодателю следовало бы быть более аккуратным в определении круга лиц, которые могут быть освобождены от уголовной ответственности по данному основанию. Буквальное прочтение ч. 2 примечаний к ст. 235 УК может привести к выводу о том, что освобождению от уголовной ответственности подлежат любые соучастники, кроме исполнителей, которые не участвуют в преступлении, а совершают его. Однако применительно к исполнителям и соисполнителям можно заметить, что они пусть и не названы участниками, но хотя бы признаются соучастниками преступления. Кроме того, новшество в отечественном законодательстве о преступлении позволяет утверждать, что любой соучастник совершает преступление, поскольку само соучастие признано таким же основанием уголовной ответственности, как и преступление, а, следовательно, любой соучастник может быть признан исполнителем преступления, хотя и преступления-соучастия. Следует ли из всего изложенного, что исполнитель не совершает преступление, а участвует в нем? Но как быть, если преступление совершено одним лицом? Сложно назвать его участником легализации. Означает ли это, что такой одиночка лишен возможности освобождения при добровольном заявлении о преступлении? Почему он стал изгоем в сравнении с более общественно опасными участниками группового преступления?