Конспект экономиста:)

Меню

Субъекты коррупционных правонарушений

нет комментариев

В борьбе с коррупционными правонарушениями и правонарушениями, создающими условия для коррупции, важнейшее значение имеет определение признаков субъектов этих правонарушений. Точное установление круга лиц, чье поведение имеет коррупционный характер, обеспечивает определенность, нацеленность и эффективность антикоррупционных мер.

Правильное понимание признаков субъектов коррупционных правонарушений обеспечивает законность, обоснованность и справедливость уголовной, административной или дисциплинарной ответственности за коррупционные проявления.

Категории и признаки этих субъектов определяет Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон «О борьбе с коррупцией») <1>.

<1> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2006. — N 122. — 2/1262.

В соответствии со ст. 3 Закона «О борьбе с коррупцией» субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются:

  1. государственные должностные лица;
  2. лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

  1. государственные должностные лица;
  2. лица, приравненные к государственным должностным лицам;
  3. иностранные должностные лица;
  4. лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Для правильного понимания признаков различных категорий субъектов следует обратиться к ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией», дающей разъяснения терминов «государственные должностные лица», «лица, приравненные к государственным должностным лицам», «иностранные должностные лица».

Однако для полного уяснения всех признаков субъекта необходимо обратиться также к нормам иных правовых актов:

  • к ст. 1.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП);
  • к ч. 4 и 5 ст. 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК);
  • к постановлению Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 N 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 — 428 УК)» (далее — постановление N 12) <2>.

<2> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2005. — N 3. — 6/424.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Наряду с национальным законодательством Беларуси трактовка названных категорий субъектов коррупционных правонарушений в значительной мере определяется с учетом международно-правовых актов. Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 N 344-З «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций «Против коррупции» (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003) (далее — Конвенция «Против коррупции») <3>.

<3> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2004. — N 192. — 2/1093.

В статье 2 Конвенции «Против коррупции» раскрывается понятие «публичное должностное лицо»:

«a) «публичное должностное лицо» означает:

  • i) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица;
  • ii) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника;
  • iii) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве Государства-участника. Тем не менее для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой II Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника».

С 01.03.2008 вступила в силу для Республики Беларусь Конвенция Совета Европы от 27.01.1999 N 173 «Об уголовной ответственности за коррупцию» (ETS N 173) (подписана Республикой Беларусь в г. Страсбурге 23.01.2001 и ратифицирована Законом Республики Беларусь от 26.05.2003 N 199-З «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию») (далее — Конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию») <4>.

<4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 61. — 2/948.

В статье 1 Конвенции «Об уголовной ответственности за коррупцию» дана следующая трактовка субъектов коррупционных правонарушений:

«Для целей настоящей Конвенции:

  • a) понятие «публичное должностное лицо» охватывает определения «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья», существующие в национальном праве государства, в котором данное лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства;
  • b) термин «судья», упомянутый в подпункте «a» выше, включает прокуроров и лиц, занимающих судебные должности».

Законодатель Республики Беларусь, определяя круг субъектов коррупционных правонарушений, синтезировал международно-правовые подходы с традиционными национальными правовыми решениями этого вопроса.

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона «О борьбе с коррупцией» в круг государственных должностных лиц входят:

1) Президент Республики Беларусь;

2) депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

3) осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе:

  • члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,
  • депутаты местных Советов депутатов;

4) относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам:

  • иные государственные служащие,
  • лица, занимающие должности в государственных организациях,
  • лица, занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

1.1. Президент Республики Беларусь. В соответствии со ст. 79 Конституции Республики Беларусь «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти».

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.02.1995 N 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь» (далее — Закон N 3602-XII) «Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти» <5>.

<5> Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1997. — N 24. — Ст. 463.

Полномочия Президента Республики Беларусь, перечисленные в ст. 16 — 27 Закона N 3602-XII, свидетельствуют, что должностной статус Президента Республики Беларусь соответствует такой категории государственного должностного лица, как представитель власти (см. раздел 1.5.1).

1.2. Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Он представлен в Законе Республики Беларусь от 04.11.1998 N 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (далее — Закон N 196-З) <6>.

<6> Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1998. — N 35. — Ст. 516.

В соответствии со ст. 1 Закона N 196-З «депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом».

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Депутат Палаты представителей как член представительного и законодательного органа Республики Беларусь несет ответственность перед избирателями и соответственно перед Палатой представителей.

Депутат Палаты представителей обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Палаты представителей, образуемых ею постоянных и временных комиссий, других органов.

Все депутаты Палаты представителей входят в состав постоянных комиссий, за исключением Председателя Палаты представителей и его заместителей.

Полномочия депутата Палаты представителей, перечисленные в Законе N 196-З, свидетельствуют, что должностной статус депутата Палаты представителей соответствует такой категории государственного должностного лица, как представитель власти (см. раздел 1.5.1).

1.3. Член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющий свои полномочия на профессиональной основе. В соответствии со ст. 1 Закона N 196-З «членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом».

Член Совета Республики как член представительного и законодательного органа Республики Беларусь несет ответственность перед избирателями и перед Советом Республики.

Член Совета Республики обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Совета Республики, образуемых им постоянных и временных комиссий, других органов.

Все члены Совета Республики входят в состав постоянных комиссий, за исключением Председателя Совета Республики и его заместителей. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут быть членами только одной постоянной комиссии.

В соответствии со ст. 6 Закона N 196-З член Совета Республики осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от производственной или служебной деятельности. В последнем случае он освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий.

Права и обязанности члена Совета Республики, перечисленные в Законе N 196-З, свидетельствуют, что должностной статус члена Совета Республики, осуществляющего свои полномочия на профессиональной основе, соответствует такой категории государственного должностного лица, как представитель власти (см. раздел 1.5.1).

1.4. Депутат местного Совета депутатов, осуществляющий свои полномочия на профессиональной основе. Правовое положение этого должностного лица определяет Закон Республики Беларусь от 27.03.1992 N 1547-XII «О статусе депутата местного Совета депутатов» (далее — Закон N 1547-XII) <7>.

<7> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2006. — N 6. — 2/1181.

В статье 1 Закона N 1547-XII сказано: «Депутатом местного Совета депутатов … является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представитель, уполномоченный участвовать в осуществлении государственной власти местным Советом депутатов … представлять своих избирателей в государственных органах и других организациях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь».

Депутат Совета участвует в осуществлении Советом государственной власти путем активного и равноправного участия в рассмотрении вопросов, отнесенных Конституцией Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь к компетенции Совета.

Депутат Совета при осуществлении своей деятельности и выполнении предвыборной программы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом N 1547-XII и другими актами законодательства Республики Беларусь вправе свободно выражать свое мнение и голосовать, руководствуясь своими убеждениями и учитывая интересы граждан и особенности развития соответствующей административно-территориальной единицы.

В соответствии со ст. 5 Закона N 1547-XII председатель Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной основе. Остальные депутаты Совета осуществляют свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности и пользуются соответствующими гарантиями, предусмотренными Законом N 1547-XII и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Таким образом, депутат Совета, осуществляющий свои полномочия на профессиональной основе, — это председатель соответствующего местного Совета депутатов, должностной статус которого соответствует такой категории государственного должностного лица, как представитель власти (см. раздел 1.5.1).

1.5. Государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, лица, занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам.

Это лица, которые по своему статусу охватываются признаками должностного лица, определенными в ст. 1.3 КоАП или в ч. 4 ст. 4 УК.

Статья 1.3 КоАП (абз. 3) разъясняет, что «должностное лицо — физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе». Фактически в КоАП выделены лишь четыре категории должностных лиц:

  • лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные функции;
  • лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее административно-хозяйственные функции;
  • лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
  • государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе, — представитель власти.

Представляется, что наиболее полно применительно к проблеме субъекта коррупционных правонарушений признаки должностного лица даны в ч. 4 ст. 4 УК:

«Под должностными лицами понимаются:

  1. представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
  2. представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;
  3. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;
  4. должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов».

Критерии определения должностного лица, сформулированные в ч. 4 ст. 4 УК, универсальны и относятся ко всем нормам УК, характеризующим должностное лицо в качестве специального субъекта преступлений (коррупционных в частности).

Можно выделить шесть категорий должностных лиц:

  • представитель власти;
  • представитель общественности;
  • лицо, выполняющее организационно-распорядительные обязанности (функции);
  • лицо, выполняющее административно-хозяйственные обязанности (функции);
  • лицо, уполномоченное на совершение юридически значимых действий;
  • должностные лица иностранного государства или международной организации.

Перечисленные должностные лица могут выполнять свои обязанности постоянно, временно или по специальному полномочию.

Под специальными полномочиями надо понимать функциональные полномочия, которыми наделено лицо в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Через представителей власти или общественности осуществляются функции государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) или властные полномочия органов местного управления и самоуправления. Должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности или уполномоченные на совершение юридически значимых действий, осуществляют свои функции в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от форм собственности (в этом принципиальное различие трактовок понятия должностного лица в уголовном праве Беларуси и Российской Федерации) либо в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

Следует учитывать, что полномочия, характеризующие должностное лицо, как правило, могут сочетаться. Например, прокурор области, будучи представителем власти, наделен также организационно-распорядительными обязанностями в отношении подчиненных ему оперативных работников прокуратуры и одновременно может выполнять административно-хозяйственные функции по управлению имуществом прокуратуры.

О наличии или отсутствии признаков должностного лица следует судить не по названию должности, а по полномочиям, которыми обладает данный работник. Например, старший продавец торгового предприятия является должностным лицом лишь тогда, когда имеет подчиненных и при этом возглавляет отдел или секцию магазина. В остальных случаях название его должности свидетельствует только об уровне квалификации. Не является должностным лицом работник, осуществляющий техническое руководство производственным, учебным или иным процессом, например стропальщик, отдающий крановщику команды о движении груза; учитель, поддерживающий дисциплину в классе; хирург, руководящий действиями ассистентов в ходе операции.

Для правильной констатации признаков должностного лица следует отграничивать управленческую деятельность работника от профессиональной. Например, учителя, преподаватели, доценты, профессора, проводя уроки, семинарские, практические или лабораторные занятия, читая лекции, проверяя контрольные работы, осуществляя научное руководство при написании курсовых и дипломных работ (проектов), выполняют исключительно профессиональные функции, предусмотренные методикой преподавания. Преподаватель приобретает статус должностного лица, будучи назначенным или избранным на должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (заведующий кафедрой, заместитель декана, декан, проректор, ректор), либо при исполнении обязанностей члена приемной или государственной экзаменационной комиссии, когда помимо оценки знаний абитуриента или выпускника он участвует в принятии юридически значимого решения о зачислении лица в учебное заведение либо о присвоении квалификации выпускнику.

Закон не оговаривает минимальный возраст должностного лица. Это не означает, что несовершеннолетние должны признаваться должностными лицами. Функции должностных лиц, перечисленные в ч. 4 ст. 4 УК, могут выполнять лишь лица, обладающие определенными знаниями, жизненным опытом, соответствующим образованием, поэтому представляется неверным относить к числу должностных лиц несовершеннолетних и привлекать их к ответственности за коррупционные правонарушения.

Таким образом, при сопоставлении круга субъектов коррупционных правонарушений, определенных в ст. 3 Закона «О борьбе с коррупцией», с видами должностных лиц, названных в ч. 4 ст. 4 УК, мы обнаруживаем следующее.

Представитель власти всегда относится к государственным должностным лицам;

представитель общественности относится к лицам, приравненным к государственным должностным лицам;

лицо, выполняющее организационно-распорядительные обязанности (функции), может быть как государственным должностным лицом, так и лицом, приравненным к государственным должностным лицам;

лицо, выполняющее административно-хозяйственные обязанности (функции), может быть как государственным должностным лицом, так и лицом, приравненным к государственным должностным лицам;

лицо, уполномоченное на совершение юридически значимых действий, может быть как государственным должностным лицом, так и лицом, приравненным к государственным должностным лицам.

Должностные лица иностранного государства или международной организации образуют самостоятельную группу субъектов коррупционных правонарушений.

1.5.1. Представители власти — это, прежде всего, представители законодательной власти (депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), депутаты местных Советов депутатов.

Далее закон содержит общее определение представителей власти. К ним относятся лица, находящиеся на государственной службе, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе.

При принятии УК в 1999 году понятие «государственные служащие» в п. 1 ч. 4 ст. 4 УК использовалось специально как собирательное, потому что было шире понятия «служащие государственного аппарата», статус которых определялся ныне утратившим силу Законом Республики Беларусь от 23.11.1993 N 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате» <8>.

<8> Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1993. — N 32. — Ст. 416.

Однако Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон N 204-З) дал узкую трактовку понятия «государственные служащие» <9>.

<9> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 70. — 2/953.

В пункте 3 статьи 7 Закона N 204-З сказано, что «действие настоящего Закона не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами». Возникла рассогласованность между текстом УК, рядом иных актов законодательства и Законом N 204-З. Так, например, из смысла ст. 25 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» следует, что сотрудники органов внутренних дел фактически обладают правомочиями представителя власти <10>.

<10> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2007. — N 173. — 2/1360.

Представляется, что до внесения изменений в УК (которые необходимы) историческое и систематическое толкования дают нам основания по-прежнему широко трактовать слова «государственные служащие». Это все лица, находящиеся на службе у государства. По такому пути пошел и Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении N 12, указав в пункте 3 постановления N 12, что «представителями власти являются также лица, состоящие на государственной службе, которые в пределах возложенных на них полномочий на осуществление властных функций вправе отдавать распоряжения или приказы либо принимать решения относительно не подчиненных им по службе лиц».

Таким образом, специфическими признаками представителя власти являются:

  • а) нахождение лица на службе у государства;
  • б) наделение его властными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в непосредственной служебной подчиненности.

Представители власти вправе предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а равно учреждениями, организациями или предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности. Многие представители власти даже не имеют подчиненных по службе, но обладают властными полномочиями в отношении неопределенно широкого круга лиц. К представителям власти, в частности, относятся судьи, прокуроры и их помощники, следователи, сотрудники органов внутренних дел, оперативные работники органов государственной безопасности, таможенных органов, органов финансовых расследований, государственные инспекторы и контролеры.

В пункте 3 постановления N 12 сказано, что «к представителям власти могут быть отнесены работники правоохранительных органов, работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судебные исполнители, военнослужащие пограничной службы (при непосредственном выполнении обязанностей по охране Государственной границы), военнослужащие внутренних войск (при непосредственном выполнении обязанностей по охране общественного порядка, конвоированию и охране исправительных учреждений), сотрудники государственных органов, осуществляющие контрольные и надзорные функции, и др.».

1.5.2. Лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей (функций), осуществляют руководство деятельностью организаций, их подразделений, отдельных подчиненных им лиц. Они организуют работу, несут ответственность за функционирование организации в целом или ее отдельных подразделений и участков. Это лица, как правило, имеющие хотя бы одного подчиненного им работника. К должностным лицам данной категории относятся руководители министерств и ведомств, учреждений, организаций, предприятий и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники управлений, отделов, цехов, заведующие кафедрами, лабораториями, секциями и т.п.) и их заместители, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры, звеньевые).

В пункте 6 постановления N 12 сказано, что «к занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.».

1.5.3. Лица, занимающие должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей (функций), осуществляют полномочия, связанные с распоряжением материальными ценностями и денежными средствами. Они организуют учет и контроль, порядок хранения, отпуск и реализацию материальных ценностей. Это лица, имеющие право на самостоятельное распоряжение имуществом или контролирующие его движение. К ним, в частности, относятся начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместители, главные (старшие) бухгалтеры и их заместители, ведомственные контролеры и ревизоры, заведующие хранилищами или складами. Наличие подчиненных при осуществлении названных функций не обязательно. Например, на небольшом предприятии старший бухгалтер может не иметь в подчинении рядовых бухгалтеров, но он является должностным лицом, т.к. отвечает за учет и контроль на предприятии, принимает решения, связанные с распоряжением материальными ценностями. Наоборот, рядовой бухгалтер крупного предприятия может выполнять исключительно технические обязанности по ведению документации учета и контроля движения имущества. В этом случае он должностным лицом не является.

«Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организацию учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей» (ч. 1 п. 7 постановления N 12).

В качестве критерия отнесения работника к должностному лицу не может выступать исключительно факт возложения на него полной материальной ответственности: не всякое материально ответственное лицо является должностным. Необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (организация доставки имущества, распределение материальных ценностей и т.п.).

1.5.4. Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — это лица, которым предоставлено право от имени учреждения, организации или предприятия совершать действия, влекущие правовые последствия, т.е. действия, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения. Важен публично-правовой характер самих действий, влекущих указанные последствия. Поэтому не являются должностными лицами граждане, заключающие, например, сделки или совершающие иные действия от собственного имени. На этом основании не могут признаваться должностными лицами индивидуальные предприниматели, в том числе и когда они от собственного имени заключают трудовые договоры с наемными работниками.

Важное значение для понимания признаков этой категории должностных лиц имеет заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12.11.2001 N З-129/2001 «О соответствии Конституции положения п. 3 ч. 4 ст. 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» (далее — заключение N З-129/2001) <11>.

<11> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2001. — N 108. — 6/305.

В заключении N З-129/2001 констатируется, что лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, по смыслу уголовного закона — это лица, постоянно или временно занимающие в организациях (независимо от форм собственности) должности либо выполняющие возложенные на них обязанности по специальному полномочию и совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.

На основе такого подхода в пункте 8 постановления N 12 сказано, что «лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица».

Из приведенных определений следует, что под юридически значимыми действиями понимаются действия, являющиеся юридическими фактами. Но всякие ли действия являются юридическими фактами, которые могут придавать лицу статус должностного?

Это действия, на совершение которых лицо постоянно или временно официально уполномочено соответствующей организацией независимо от форм собственности. Следует подчеркнуть, что полномочия исходят от государственного органа или юридического лица.

Должностными лицами данной категории могут быть лица, для которых выполнение публично-правовых (юридически значимых) действий является непосредственной профессиональной обязанностью (государственные или частные нотариусы), либо лица, выполняющие юридически значимые действия наряду с иными профессиональными обязанностями (например, врач, выписывая листок о временной нетрудоспособности пациента, своими действиями порождает правоотношения, связанные с реализацией трудовых и социальных прав больного). Деятельность медицинских работников, преподавателей учебных заведений или иных специалистов приобретает управленческий (должностной) характер, когда на них в установленном порядке возлагается выполнение юридически значимых действий (например, деятельность хирурга в связи с участием в составе призывной комиссии, доцента при включении его в состав государственной экзаменационной комиссии).

Следует обратить внимание на то, что в заключении N З-129/2001 содержится указание на то, что «к лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, следует относить не только тех преподавателей, которые выполняют свои обязанности в качестве членов квалификационных или экзаменационных комиссий … но и преподавателей, принимающих у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты».

Последнее утверждение представляется спорным, ибо оценка знаний учащихся на текущих курсовых экзаменах и зачетах (как объективная, так и необъективная) сама по себе не влечет возникновения, изменения или прекращения каких-либо правоотношений <12>.

<12> Шнитенков А. Выполнение преподавателем профессиональных и должностных функций / А.Штиненков // Уголовное право. — 2001. — N 4. — С. 69; Хомич В.М. Взяточничество через призму уголовного закона и судебной практики / В.М.Хомич // Судовы веснiк. — 2003. — N 2. — С. 51 — 52.; Барков А. Трактовка должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий / А.В.Барков // Юстиция Беларуси. — 2008. — N 8. — С. 28 — 31.

В анализируемой ситуации юридически значимыми признаются действия, которые, будучи юридическими фактами, прямо и непосредственно порождают, изменяют либо прекращают правоотношения. Непосредственность создания юридического результата — важный признак деяния рассматриваемого должностного лица.

Таким образом, под должностным лицом по признаку лица, уполномоченного на совершение юридически значимых действий, должно пониматься лицо, которое:

  1. официально уполномочено, т.е. наделено организацией (независимо от форм собственности) правом осуществлять действия, обладающие свойством юридического факта;
  2. эти действия непосредственно порождают, изменяют или прекращают правоотношения;
  3. эти правоотношения имеют публично-правовой характер, затрагивают права и обязанности третьих физических или юридических лиц.

2. ЛИЦА, ПРИРАВНЕННЫЕ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ

В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закона «О борьбе с коррупцией» к кругу лиц, приравненных к государственным должностным лицам, относятся:

1) осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе:

  • члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • депутаты местных Советов депутатов;

2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке:

  • кандидатами в Президенты Республики Беларусь;
  • кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • кандидатами в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • кандидатами в депутаты местных Советов депутатов;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности:

  • связанные с выполнением организационно-распорядительных функций;
  • связанные с выполнением административно-хозяйственных функций;
  • лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

4) представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;

5) не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам:

  • государственные служащие;
  • иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

2.1. Члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе. В соответствии со ст. 6 Закона N 196-З член Совета Республики осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от трудовой или служебной деятельности. В последнем случае он освобождается от выполнения трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий. При этом его права и обязанности, перечисленные в Законе N 196-З, свидетельствуют, что его должностной статус соответствует такой категории должностного лица, как представитель власти (см. раздел 1.5.1).

2.2. Депутаты местного Совета, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе. В ст. 5 Закона N 1547-XII сказано, что лишь председатель Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной основе. Остальные депутаты Совета осуществляют свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности и пользуются соответствующими гарантиями, предусмотренными Законом N 1547-XII и другими актами законодательства Республики Беларусь. Должностной статус таких депутатов соответствует такой категории должностного лица, как представитель власти (см. раздел 1.5.1).

2.3. Граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, кандидатами в депутаты местных Советов депутатов.

Статус кандидата на вышеназванные должности представителей власти определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь (далее — Избирательный кодекс) <13>.

<13> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — N 25. — 2/145.

В соответствии со ст. 68 Избирательного кодекса этот статус возникает с момента их регистрации. Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее — Центральная избирательная комиссия), а кандидатов в депутаты — соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Центральная избирательная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия в двухдневный срок после регистрации выдает кандидатам в Президенты Республики Беларусь или в депутаты соответствующие удостоверения. Статья 101 Избирательного кодекса указывает, что кандидаты в члены Совета Республики регистрируются Центральной избирательной комиссией. Зарегистрированным кандидатам в члены Совета Республики выдаются соответствующие удостоверения.

Прекращается статус кандидата в следующих ситуациях:

  • при снятии гражданином своей кандидатуры. В соответствии со ст. 69 Избирательного кодекса кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты в любое время до дня выборов может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом соответственно в Центральную избирательную комиссию, окружную, территориальную избирательную комиссию;
  • при отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты. В соответствии со ст. 70 Избирательного кодекса политическая партия, трудовой коллектив, выдвинувшие кандидата в депутаты, имеют право не позднее чем за три дня до дня выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты. О времени проведения заседания высшего органа политической партии, руководящего органа организационной структуры политической партии, собрания первичной организации политической партии, собрания (конференции) трудового коллектива об отмене решения по выдвижению кандидата в депутаты извещается кандидат в депутаты. Решение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и немедленно представляется в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию;
  • при вступлении в должность Президента Республики Беларусь или регистрации гражданина в качестве избранного депутатом. Полномочия Президента Республики Беларусь начинаются с момента вступления в должность в соответствии со ст. 9 и 10 Закона N 3602-XII. Президент Республики Беларусь вступает в должность после принесения Присяги. Статья 84 Избирательного кодекса указывает, что Центральная избирательная комиссия на основании поступивших протоколов окружных избирательных комиссий устанавливает итоги выборов депутатов по избирательным округам, регистрирует избранных депутатов Палаты представителей. Установление итогов выборов в местные Советы депутатов осуществляется территориальными избирательными комиссиями (ст. 91 Избирательного кодекса), которые подводят итоги выборов в соответствующий местный Совет депутатов и производят регистрацию депутатов, избранных по каждому избирательному округу. В соответствии со ст. 107 Избирательного кодекса Центральная избирательная комиссия на основании поступивших документов устанавливает итоги выборов членов Совета Республики от областей и города Минска и регистрирует избранных членов Совета Республики.

Особенности правового положения кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов определяются ст. 77 Избирательного кодекса, в соответствии с которой после регистрации кандидаты в Президенты Республики Беларусь (кроме Президента Республики Беларусь, баллотирующегося на новый срок), кандидаты в депутаты Палаты представителей (кроме Председателя Палаты представителей) освобождаются от выполнения трудовых или служебных обязанностей со дня регистрации до дня выборов без сохранения заработной платы. Основанием для такого освобождения является решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидатом и заявление кандидата нанимателю о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях. Кандидаты в депутаты местных Советов депутатов после их регистрации при необходимости по личному заявлению могут освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей. Это означает, что если гражданин, зарегистрированный кандидатом, до этого обладал полномочиями какого-либо должностного лица, то, будучи освобожденным от выполнения производственных или служебных обязанностей во время предвыборных мероприятий, он временно утрачивает эти полномочия.

Статья 73 Избирательного кодекса провозглашает равенство прав и обязанностей кандидатов в Президенты Республики Беларусь и в депутаты. Кандидат в Президенты Республики Беларусь, кандидат в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания. Под использованием преимуществ должностного положения понимаются:

  • привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, для осуществления в рабочее время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
  • использование помещений, занимаемых государственными органами, организациями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, обратившиеся по такому же вопросу, не могут использовать эти помещения на аналогичных условиях;
  • использование телефонной и иных видов связи, оргтехники, предназначенных для обеспечения функционирования государственных органов, организаций, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
  • бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
  • проведение сбора подписей избирателей, предвыборной агитации в ходе служебных командировок.

При нарушении названных требований Центральная избирательная комиссия, окружная, территориальная избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата или отменить решение о его регистрации.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты со времени их регистрации имеют равное право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по государственному радио, а кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей — и по государственному телевидению. Нарушение этого права может быть обжаловано в окружную, территориальную избирательную комиссию, в Центральную избирательную комиссию.

Государственные органы, общественные объединения, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления обязаны содействовать организации встреч кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты с избирателями, а также обеспечивать предоставление необходимых им для проведения избирательной кампании справочных и информационных материалов, кроме материалов, пользование которыми ограничено законодательством Республики Беларусь.

Следует учитывать, что по действующему законодательству кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в депутаты местных Советов депутатов не обладают признаками какой-либо категории должностного лица, названного в ст. 1.3 КоАП или в ч. 4 и 5 ст. 4 УК.

2.4. Лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций или связанные с выполнением административно-хозяйственных функций, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. В три названные категории должностных лиц входят лица, обладающие признаками, уже названными выше в разделах 1.5.2, 1.5.3 и 1.5.4. Отличие состоит лишь в том, что они осуществляют свои служебные функции в негосударственных коммерческих или некоммерческих организациях.

2.5. Представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия. Это относительно узкий круг должностных лиц, выполняющих функции, аналогичные функциям представителей власти, но, во-первых, не в связи с занятием должности на службе у государства, во-вторых, в строго определенных сферах управленческой деятельности: при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия. Как правило, функции представителя общественности выполняются временно или по специальному полномочию и могут быть не связаны с трудовой или служебной деятельностью лица. В п. 4 постановления N 12 сказано, что «к таким лицам, в частности, относятся члены добровольной дружины, внештатные сотрудники правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, участники объединений граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка (Закон Республики Беларусь от 26.06.2003 N 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка» <14>), общественные инспекторы, народные заседатели».

<14> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 74. — 2/963.

Важно, чтобы соответствующие полномочия были предоставлены лицу официально в установленном порядке (Примерное положение о добровольной дружине и Типовое положение о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 N 1354 <15>).

<15> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 124. — 5/13324.

Если гражданин, проявляя собственную инициативу, пресекает нарушение общественного порядка, он в этот момент не приобретает статус должностного лица.

2.6. Лица, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, но отнесенные Законом «О борьбе с коррупцией» к субъектам коррупционных правонарушений. Это:

  • государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;
  • иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

Названные категории лиц выступают в качестве субъектов коррупционных правонарушений в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом.

2.6.1. Государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, — это те государственные служащие, которые не обладают признаками, раскрытыми в главе 1 Закона N 204-З, который дал узкую трактовку понятия «государственный служащий».

Во-первых, он определил, что «государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования» (ст. 5 Закона N 204-З); во-вторых, в ст. 7 Закона N 204-З определил сферу государственной службы: действие Закона N 204-З распространяется на лиц, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в:

Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;

Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;

Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;

  • органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах Прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;
  • министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;
  • дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;
  • местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;
  • государственных нотариальных конторах;
  • таможенных органах;
  • иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

Действие Закона N 204-З не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

2.6.2. Лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения, — это лица, которые обладают следующими признаками:

  • не являются государственными должностными лицами;
  • не являются приравненными к государственным должностным лицам;
  • не являются государственными служащими;
  • являются работниками государственного органа или государственной организации;
  • осуществляют деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

Государственный орган — образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности (ст. 3 Закона N 204-З).

Государственная организация — юридическое лицо, у которого доля государственной собственности в уставном фонде составляет не менее 50% (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 N 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» <16>).

<16> Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1993. — N 7. — Ст. 41.

Деятельность, связанная с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения, — это разнообразная деятельность по непосредственному оказанию коммунальных, бытовых, хозяйственных, торговых, транспортных, социальных, медицинских, культурных и других услуг гражданам.

3. ИНОСТРАННЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Иностранные должностные лица образуют особую группу субъектов коррупционных правонарушений. В соответствии с абзацем 5 статьи 1 Закона «О борьбе с коррупцией» к иностранным должностным лицам относятся:

  • должностные лица иностранных государств;
  • члены иностранных публичных собраний;
  • должностные лица международных организаций;
  • члены международных парламентских собраний;
  • судьи и должностные лица международных судов.

Такие же должностные лица иностранного государства или международной организации перечислены в п. 4 ч. 4 ст. 4 УК.

Трактовка названных категорий субъектов коррупционных правонарушений должна осуществляться с учетом международно-правовых документов. Так, статья 2 Конвенции «Против коррупции» определяет термины:

  • «b) «иностранное публичное должностное лицо» означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия;
  • c) «должностное лицо публичной международной организации» означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени».

Очевидно, что предлагаемые толкования имеют весьма общий характер и в каждом конкретном случае предполагают детальную оценку статуса лица и, главное, наличие у него публичных полномочий.

Возникает вопрос о критериях, которыми следует руководствоваться при определении признаков таких должностных лиц. Либо это критерии, названные в п. 1 — 3 ч. 4 ст. 4 УК, либо критерии, установленные национальным законодательством иностранного государства. Если критерии совпадают — проблема отсутствует (так, очевидно, что судьи являются должностными лицами). Сложнее, если по зарубежному законодательству лицо к должностным не относится. Например, по Уголовному кодексу Российской Федерации к должностному лицу не относится лицо, «постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением» (ч. 1 примечания к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации). По нашему мнению, критерии УК должны применяться при условии, что деяние, специальным субъектом которого является представитель иностранного государства, совершено на территории Республики Беларусь.

Конвенция «Об уголовной ответственности за коррупцию» в подпункте «с» ст. 1 дает следующую рекомендацию: «В случае разбирательства, касающегося какого-либо публичного должностного лица другого государства, государство, осуществляющее преследование, может применять определение публичного должностного лица лишь в той степени, в какой это определение не противоречит его национальному праву».

4. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДКУП ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ИЛИ ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ ЛИБО ИНОСТРАННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Ответственность за подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц (дачу взятки, посредничество во взяточничестве или иные подобные коррупционные правонарушения) несут любые вменяемые физические лица, достигшие возраста, с которого наступают соответствующие виды ответственности.

В соответствии со ст. 23 Закона «О борьбе с коррупцией» физическое лицо, противоправно предоставившее государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущество или другую выгоду в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц, освобождается от ответственности, если имело место вымогательство со стороны государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц либо если физическое лицо после предоставления указанным лицам имущества или выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц добровольно заявило о содеянном.

5. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Повышенную ответственность за коррупционные преступления несут должностные лица, занимающие ответственное положение. Совершение преступления таким лицом в случаях, предусмотренных законом, является квалифицирующим обстоятельством (ч. 3 ст. 424, ч. 3 ст. 425, ч. 3 ст. 426, ч. 3 ст. 430 УК). В части 5 статьи 4 УК дается исчерпывающий перечень таких государственных должностных лиц:

Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;

  • руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители; руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;
  • судьи;
  • прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;
  • начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи;
  • руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных, налоговых органов и их заместители.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)